Как Бразилия обогнала Россию по заражениям коронавирусом

Президент Бразилии Жаир Болсонару называет COVID-19 «легким гриппом» и выступает против любых ограничений
Президент Бразилии Жаир Болсонару
Президент Бразилии Жаир Болсонару / AP Photo

Жаира Болсонару прозвали «тропическим Трампом». Он повел себя подобно американскому президенту, игнорируя опасность пандемии, а в чем-то даже превзошел его.

18 мая Бразилия обогнала по числу заразившихся Великобританию и вышла на 3-е место в мире, 23 мая оставила позади Россию и утвердилась на втором. ВОЗ назвала Южную Америку новым эпицентром COVID-19. В Бразилии с населением 211,6 млн человек на 24 мая было 347 398 заболевших, в России – 344 481, в США – 1,62 млн. Но Болсонару называет коронавирусную инфекцию «легким гриппом», приказывает открыть салоны красоты и фитнес-клубы, вытирает на публике нос пальцем и сразу после этого пожимает руку пожилой даме, своей почитательнице. Болсонару сам в группе риска – ему 65 лет. Его матери 90 лет. На вопрос, что будет, если она заразится и умрет, он ответил: «Очень жаль... Но такова жизнь».

Из-за своего отношения к пандемии он лишился уже двух министров здравоохранения. Третий – генерал без опыта работы в гражданском здравоохранении, с ним проблем у президента быть не должно. Перессорился с губернаторами – они открыто саботируют распоряжения из столицы. Разделил страну на два враждующих лагеря: одни – за карантин, другие – против.

Болсонару можно понять. Он боится экономического краха: «Умирают ли люди? О да. И я сочувствую. Но будет еще больше умирающих, гораздо больше, если экономика будет разрушена этими мерами по блокировке, введенными губернаторами». Есть у него и более корыстный мотив, рассказывают эксперты Euronews: на парламентских выборах 2022 г. он сможет сказать, что экономика в отвратительном состоянии по вине губернаторов. Мол, они лишили людей работы, хотя он сопротивлялся им как мог, так что, граждане, голосуйте за моих ставленников. «Уничтожение рабочих мест некоторыми губернаторами – безответственное и недопустимое поведение. В будущем мы заплатим высокую цену», – заявил он в Facebook.

28 апреля в Бразилии умерло от коронавируса 474 человека. На тот момент это казалось гигантской цифрой. Когда журналисты попросили Болсонару прокомментировать это, он отшутился: «И что теперь? Мне жаль... Но что вы хотите, чтобы я сделал? Я Мессиас, но творить чудеса не умею» (цитата по AFP). Второе имя Болсонару – Мессиас, т. е. «мессия».

Больницы не справляются

Вирус быстро распространяется, особенно в перенаселенных фавелах с их антисанитарией. К тому же бедняки вынуждены продолжать работать, чтобы не умереть с голоду. Также вирус достиг отдаленных общин коренных народов, которые живут скученно, а медицинская помощь к ним просто не добирается, объясняет Vox.

11 мая минздрав заявил, что за три месяца получены результаты 338 000 тестов и еще 145 000 находится в работе. В Германии каждую неделю проводится 330 000 тестов, а мощностей хватает на 800 000, сравнивает Reuters. Опрошенные Deutsche Welle (DW) эксперты опасаются, что на самом деле инфицированных в Бразилии раз в 15 больше официальных цифр, потому что практически не проводится тестирование. А погибших минимум вдвое больше учтенных на 24 мая официальной статистикой 22 013 человек, подозревают они: из-за переполненных больниц все больше жертв COVID-19 умирает в своих домах. По всему миру разошлись кадры массовых захоронений в Манаусе и Сан-Паулу.

Президент Бразилии Жаир Болсонару
Так хоронят погибших от коронавируса в Манаусе – столице крупнейшего и самого малонаселенного штата Амазонас / AP Photo

Общественное здравоохранение Бразилии и до пандемии было не в лучшем состоянии, а теперь и вовсе на грани краха, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Газета сообщает, что в стране умерло более 116 медсестер из-за нехватки медицинского оборудования и средств защиты. Мэр самого населенного города страны – Сан-Паулу – Бруно Ковас 22 мая предупредил, что система здравоохранения в мегаполисе, в котором живет 12,3 млн человек, может рухнуть через две недели, передает ВВС. В штате Мараньян в начале мая отделения интенсивной терапии были заполнены на 92%, писала WSJ. В штате Пернамбуку на прошлой неделе в интенсивной терапии не было свободных мест, узнала Euronews. Федеральное правительство приобрело во время кризиса 15 000 аппаратов ИВЛ. Но до сих пор смогло организовать доставку в больницы только 800 из них, сообщило 21 мая Bloomberg.

Губернаторы против президента

Бразилия стала первой страной в Латинской Америке, где подтвердилось заражение коронавирусом: 26 февраля стало известно о 61-летнем бразильце из Сан-Паулу, съездившем в Италию. Президент бездействовал, констатирует The Washington Post. В середине марта, когда количество заболевших стало быстро расти, губернаторы, мэры и даже отдельные министры принялись разрабатывать собственные стратегии борьбы с вирусом. Строгие ограничения установили в Сан-Паулу и в Рио-де-Жанейро, наиболее пострадавших от эпидемии. Жителей обязали носить маски и не выходить из дома без особой надобности, прекращена работа многих компаний, а в Сан-Паулу ограничено также автомобильное движение. Три бедных штата на севере и северо-востоке Бразилии – Сеара, Пара и Мараньян – блокировали перемещения в столицах и наиболее пострадавших городах, сообщает WSJ.

Болсонару был недоволен ограничениями. Но Верховный суд Бразилии поддержал право штатов устанавливать их на свое усмотрение. Тогда в середине мая Болсонару сделал ответный ход – включил спортзалы, маникюрные салоны и прочий сервисный бизнес в список критически важных отраслей экономики. Таким образом, по закону они могут работать. «Губернаторы, которые не согласны с указом, могут подавать иски в суд», – написал Болсонару в блоге. Как минимум 10 из 27 губернаторов в ответ заявили, что проигнорируют указ президента, констатирует Reuters.

Такие разногласия властей влекут крайне неприятные последствия. Во-первых, у страны нет четкого единого плана по борьбе с коронавирусом, действия властей не скоординированы. Во-вторых, каждая компания и каждый человек сами решают, прислушаться к местным властям или к Болсонару. Президент не раз призывал не подчиняться требованиям карантина. Он ходит на митинги против ограничений, скандируя: «Жизнь должна продолжаться, занятость должна сохраняться, доходы людей должны сохраняться, поэтому все бразильцы должны вернуться к нормальной жизни» (цитата по телеканалу «Аль-Арабия»).

Люди поступают по-разному. Например, в выходные в Рио-де-Жанейро десятки молодых людей тусуются на знаменитых городских набережных и никто не носит маску, обязательную по местным законам. Но некоторые банды в фавелах установили для своих членов меры предосторожности, полностью соответствующие рекомендациям ВОЗ, пишет интернет-издание The Conversation.

Президент Бразилии Жаир Болсонару
 Пока губернаторы и президент дискутируют о карантине, каждый житель Бразилии сам решает, соблюдать ли меры предосторожности / Reuters

Хотя больных становится все больше, сторонников карантина, наоборот, все меньше. В начале апреля за соблюдение самоизоляции выступало 60% бразильцев, в конце месяца – 52%, приводит WSJ данные центра опроса общественного мнения Datafolha.

С начала года реал подешевел к доллару на четверть. Некоторые штаты заявили, что без федеральной помощи не смогут в ближайшие месяцы платить государственным служащим. Потребительская и деловая уверенность находится на рекордно низком уровне, производство в марте упало на 9,1% по сравнению с февралем, пишет The Guardian.

Министры не выдерживают

16 апреля Болсонару уволил министра здравоохранения Луиса Энрике Мандетту. Тот постоянно возражал президенту, настаивая на социальной самоизоляции. Последней каплей стало то, что Мандетта публично раскритиковал Болсонару, когда тот посетил больницу, а затем вышел на улицу и гулял без маски, пожимая руки и раздавая автографы.

Мандетту немедленно принялись сравнивать с директором Национального института аллергических и инфекционных заболеваний США Энтони Фаучи, записного критика коронавирусной политики Трампа. Разница в том, что Трамп так и не уволил Фаучи, хотя грозился не раз.

Новым министром Болсонару сделал другого врача, который в отличие от Мандетты не был одновременно политиком, – Нельсона Тейча. Тот избегал громких критических заявлений и пытался при помощи коллег разработать единый план борьбы с пандемией. Но 15 мая подал в отставку. Подкосили его две вещи. Во-первых, история с превращением маникюрных салонов в критически важные предприятия. Во-вторых, гидроксихлорохин. Это противомалярийный препарат, который в начале пандемии рассматривали как возможное лекарство для лечения COVID-19. Впоследствии многие исследования, в том числе бразильских медиков, не смогли доказать его пользу, зато выявили весьма неприятные побочные эффекты, включая сердечную аритмию.

Президент Бразилии Жаир Болсонару
Министр здравоохранения Бразилии генерал Эдуардо Пазуэлло (справа) работал заместителем у своего предшественника Нельсона Тейча (слева) / TASS

Большой поклонник гидроксихлорохина – Трамп. Он уверяет, что пьет его ради профилактики коронавирусной инфекции. Фанат этого препарата и Болсонару. В конце марта он опубликовал видео, в котором уверял, что гидроксихлорохин чрезвычайно эффективен. Позже Facebook, Instagram и Twitter удалили его пост, сославшись на свою политику по борьбе с дезинформацией о коронавирусе.

Болсонару приказал фармацевтическим лабораториям вооруженных сил начать массовое производство гидроксихлорохина. От Тейча он потребовал, чтобы минздрав рекомендовал его для лечения коронавирусной инфекции. Министр предпочел покинуть пост. Сейчас обязанности министра исполняет генерал Эдуардо Пазуэлло. При нем минздрав 20 мая выпустил новые рекомендации. Раньше в них говорилось, что гидроксихлорохин – средство против тяжелых случаев коронавируса с недоказанной эффективностью. Теперь при появлении симптомов рекомендуется назначать этот противомалярийный препарат вместе с антибиотиком азитромицином. Пациенты или члены семьи должны подписывать бумагу, что предупреждены о побочных эффектах, сообщает Reuters.

«Мы на войне. Хуже того, чтобы быть побежденным, только одно – позор того, что ты не вступил в драку», – объяснил Болсонару свою настойчивость по продвижению сомнительного лекарства в Twitter.

Как Болсонару чуть не заразился в гостях у Трампа

7 марта Болсонару встречался во Флориде с Трампом. Они обсуждали торговлю, пошлины, ситуацию в Венесуэле – так, будто никакой пандемии нет. Болсонару обвиняет Китай в разжигании истерии и считает, что кампания вокруг коронавируса организована исключительно для того, чтобы навредить ему и Трампу, объясняет DW.

Но в следующие 10 дней после встречи коронавирус подтвердился у трех высокопоставленных членов бразильской делегации, присутствовавших на ней. А всего с тех пор заболело два десятка приближенных Болсонару, утверждает DW. На прошлой неделе Трамп, который тоже обвиняет Китай в разжигании истерии вокруг вируса, заявил, что подумывает закрыть сообщение с Бразилией: «Не хочу, чтобы люди приезжали сюда и заражали наших».

В то же время Трамп не раз настаивал на открытии границ, защищал и даже поощрял протесты против ограничений. Когда вооруженные демонстранты угрожали расправиться с губернатором Мичигана Гретхен Уитмер, президент заявил, что эти «хорошие люди» просто страдают от синдрома продолжительного пребывания в четырех стенах, пишет Business Insider. Болсонару регулярно выступает на подобных протестах в своей стране. Хотя на недавних демонстрациях он держался на расстоянии около 2 м от свиты, после них с удовольствием позировал для селфи и сам, и вместе с девятилетней дочерью.

12 марта в бразильской прессе пошли сообщения, что Болсонару мог заразиться коронавирусом. На следующий день он сообщил в Facebook, что тест оказался отрицательным.

Чем коронавирус помогает Болсонару

Коронавирус – не единственная проблема Болсонару. Во время избирательной кампании 2018 г. он поклялся бороться со взяточничеством и кумовством и сделал министром юстиции Сержио Моро, популярного в стране борца с коррупцией. Будучи судьей, тот отправил за решетку экс-президента (2003–2011) Лиуса Лулу да Силву.

Моро 23 апреля подал в отставку. Да не просто подал, а сделал 40-минутное заявление о том, как Болсонару пытается вмешаться в антикоррупционные расследования в отношении двоих своих сыновей: федерального сенатора Флавио Болсонару и депутата муниципального собрания штата Рио-де-Жанейро Карлоса Болсонару. Не прошло и недели, как Верховный федеральный суд инициировал 60-дневное расследование этих обвинений. «Никто, даже президент, не стоит выше конституции и закона», – сказал судья Жозе Селсу ди Мелу.

Инвестировать ли в Бразилию

«Мой инвестиционный совет – не вбегайте в горящее здание, – цитирует The New York Times слова Армандо Кастелара, экономиста консалтинговой компании Gavekal Research. – Сейчас лучше оставить Бразилию специалистам, сумасшедшим, авантюристам и тем, у кого нет другого выхода».

Превратится Болсонару в политический труп или нет, зависит от масштабов эпидемии в Бразилии, ее влияния на экономику. По иронии судьбы кризис может помочь президенту выжить, дав время для создания новой коалиции – Болсонару активно над этим работает, пишет The Washington Post. Перед страной стоят настолько серьезные проблемы, что даже самые непримиримые критики Болсонару призывают к спокойствию. Председатель палаты депутатов Национального конгресса Родриго Майя заявил, что не желает даже обсуждать импичмент, сейчас все внимание необходимо уделять коронавирусу. Бывший президент Бразилии Фернанду Энрике Кардозу рассуждает в похожем ключе. Президенту Дилме Руссефф в 2016 г. вынесли импичмент, напоминает он. Ее предшественника Лулу да Силву в 2017 г. посадили в тюрьму. Ее преемника Мишеля Темера (2016–2018) в прошлом году арестовали по подозрению в коррупции. Еще один вотум недоверия вряд ли пойдет стране во благо, считает он.

«Президент, несмотря на ужасные отношения с конгрессом, как ни парадоксально, сейчас защищен от импичмента, – констатировал Клаудио Коуто, профессор университета в Рио-де-Жанейро. – У парламентариев сейчас есть куда более насущные заботы».