Адвокаты выступили против «рыночной оценки» своих услуг следствием

Уголовных дел на этой основе против них становится все больше
Оценка «рыночной стоимости» юридической помощи «не имеет правового смысла и юридического значения», говорится в подготовленном Федеральной палатой адвокатов (ФПА) документе
Оценка «рыночной стоимости» юридической помощи «не имеет правового смысла и юридического значения», говорится в подготовленном Федеральной палатой адвокатов (ФПА) документе / Андрей Гордеев / Ведомости

Оценка «рыночной стоимости» юридической помощи «не имеет правового смысла и юридического значения», говорится в подготовленном Федеральной палатой адвокатов (ФПА) документе (копия есть у «Ведомостей»). Это все равно что измерять «среднюю температуру по больнице» – слишком многие обстоятельства влияют на конечную стоимость таких услуг. По закону участники гражданского оборота свободны в заключении договора и определении его условий, напоминает ФПА. При этом законодателем предусмотрены необходимые гарантии, обеспечивающие соблюдение тех или иных (в том числе и публичных) интересов при заключении договоров – ими служат нормы корпоративного законодательства об одобрении крупных сделок, сделок с заинтересованностью, требования законодательства о государственных закупках. Следовательно, любая цена услуг, сформированная в результате конкурсных процедур, является рыночной и ее последующая оценка не имеет правового значения, делает вывод палата.

Разъяснение появилось в связи с чередой уголовных дел против адвокатов, где в фабуле обвинения фигурируют их якобы завышенные гонорары, рассказал «Ведомостям» президент ФПА Юрий Пилипенко: «Это вызывает у нас раздражение и непонимание, с какой целью это делается. Мы меньше всего хотели бы считать, что следственные органы таким образом пытаются изменить экономические основы, которые существуют в нашей стране и закреплены в Конституции. Поэтому нам пришлось обратиться к данной теме и достаточно скрупулезно изложить нашу позицию о том, почему гонорар адвоката, предусмотренный его соглашением с доверителем, в том числе в части цены, является незыблемым, неоспоримым и не относящимся к компетенции следственных органов. Мы считаем претензии к адвокатам по поводу якобы завышенных гонораров незаконными и необоснованными и будем на это указывать так громко, как можем».

Действительно, число уголовных дел против адвокатов за получение ими гонораров растет – так, Химкинский городской суд рассматривает дело бывшего гендиректора НПО имени Лавочкина Сергея Лемешевского, по которому в качестве соучастника проходит глава адвокатского бюро «Третьяков и партнеры» Игорь Третьяков. По версии следствия, под видом выплаты тому гонораров было похищено 330 млн руб. Руководителя коллегии адвокатов «Межрегион» Сергея Юрьева обвиняют в том, что он получил в качестве вознаграждения 1 млрд руб. от ФГУП «Госкорпорация ОРВД».

Инициативу ФПА можно только приветствовать, она направлена на защиту адвокатов, отмечает адвокат Юрий Гервис. Но, к сожалению, разъяснения ФПА не являются обязательными для правоохранительных органов. Для того чтобы такой документ оказался действительно эффективным, его следовало бы согласовать с госорганами, рассуждает он. Адвокат Третьякова Станислав Шостак говорит, что обязательно сошлется на позицию такого авторитетного органа, как ФПА. Даже если это не изменит ситуацию, любой шаг в этом направлении следует считать позитивным, уверен он. Кроме того, с 1 марта вступает в силу закон, полностью легализующий «гонорар успеха» и возможность брать премию за победу в имущественном споре, напоминает адвокат.