В Москве может опустеть более 600 000 кв. м торговых площадей

Это случится, если владельцы торговых центров не договорятся с арендаторами
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Доля свободных площадей на рынке торговой недвижимости Москвы к концу 2020 г. может вырасти до 10–12%, говорится в отчете консалтинговой компании CBRE. Это случится, если собственники торговых центров не пойдут на смягчение коммерческих условий для арендаторов на время эпидемии коронавируса.

По данным CBRE, сейчас в Москве 6,2 млн кв. м торговых площадей, таким образом, пустыми могут остаться 620 000–745 000 кв. м. В отчете также сказано, что, по данным за I квартал 2020 г., свободными оставались лишь 5,9% площадей. До кризиса CBRE прогнозировала, что к концу года этот показатель увеличится до 7%. Она также предупреждает о риске закрытия как небольших магазинов площадью от 50 до 300 м, так и более крупных объектов.

С прогнозом CBRE согласны другие консультанты. В связи с падением рынка розничной офлайн-торговли мы ожидаем, что доля вакантных площадей к концу года составит порядка 13%, говорит, к примеру, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева. Последний раз, по ее данным, такой низкий показатель был в 2014–2015 гг. Но, в отличие от кризиса тех лет, в этот раз заполнение свободных площадей в торговых центрах будет проходить чуть медленней, потому что от последствий пандемии страдают не только российские сети, но и крупные международные игроки, которые также скорректируют планы развития, резюмирует она.

«Пока на рынке сохраняется полная неопределенность из-за непонимания сроков окончания карантинных мер. Чем дольше она будет, тем больше арендаторов уйдет из торговых центров», – объясняет руководитель отдела исследований JLL Владислав Фадеев. Влияние чисто экономических факторов,  даже без учета ограничения работы торговых центров, по его словам, уже бы привело к росту доли свободных помещений с 4,1 до 8–10% в ближайшие 6–9 месяцев. Вероятней всего, в текущий кризис этот показатель будет еще выше, считает Фадеев.

Гендиректор  компании «Региондевелопмент» Ольга Вальчук считает прогнозы консультантов слишком оптимистическими. По ее мнению, торговые центры могут опустеть на 30%. «Если крупные сети еще как-то могут держаться во время карантина за счет собственных и кредитных средств, то большая часть малого бизнеса или закрылась полностью, или распустила персонал до лучших времен», – объясняет она. Последние, по ее словам, хранят остатки товаров на складах, их теперь проще продавать через Ozon или Wildberries. Конечно, заполняемость торговых центров будет зависеть больше от того, смогут ли их собственники договориться с арендаторами, говорит Вальчук: по окончании самоизоляции многие компании в обмен на открытие своих магазинов в торговых центрах будут диктовать владельцам объектов новые условия аренды, а тем либо придется соглашаться для поддержания интереса посетителей к комплексам, либо  настаивать на исполнении текущих договоров.

10% и даже больше свободных площадей действительно может образоваться в небольших районных торговых центрах, считает первый заместитель гендиректора AFI Development Евгений Поташников. Покупательная способность, по его словам, снижается, и многим брендам перестанет быть выгодным арендовать площади в них: основная активность в таких объектах возникает в основном по выходным дням, а аудитория посетителей ограничена жителями соседних домов.  Другое дело – крупные объекты, располагающиеся возле бизнес-центров и в местах с большим трафиком, они, по мнению Поташникова, сохранят основных арендаторов и могут восстановиться после карантина в короткие сроки.

10–12% – это минимальная доля свободных площадей, возможно, этот показатель будет больше в зависимости от того, сколько продолжится период повышенной опасности, говорит директор департамента рынков недвижимости Accent Capital Дмитрий Хлебников, и чем дольше продлится этот период, тем сложнее будет восстанавливаться рынок.

Практически все владельцы и топ-менеджеры торговых центров сейчас ведут переговоры с арендаторами о предоставлении им льгот, это позволит сохранить многих из них, говорит президент Российского союза торговых центров (РСТЦ) Булат Шакиров. Некоторые из собственников объектов, например Ingka Centres, и вовсе не берут с компаний плату за аренду. Компания не взимает арендную плату и сервисный сбор с тех арендаторов, которые закрылись в соответствии с распоряжениями органов власти, подтвердил представитель Ingka Centres. По его словам, доля свободных площадей в центрах «Мега» сейчас составляет порядка 1–1,5%. Конечно, все зависит от того, как долго продлятся меры по борьбе с коронавирусом, говорит Шакиров: если бы все торговые центры открылись к середине мая, то они бы смогли сохранить до 95% арендаторов.

По даным CBRE на конец I квартала, более 70% владельцев торгово-развлекательных центров еще не предоставили льготные условия арендаторам, однако они могут это сделать в апреле.

Ранее РСТЦ направил письмо председателю правительства России Михаилу Мишустину – с просьбой о господдержке для торговой недвижимости. Продажи у арендаторов упали на 30–80%, многие перестали платить, а некоторые вынуждены сокращать персонал, говорилось в нем. Если проблему не решить, многим объектам грозит дефолт, а общий долг торговых центров превышает 2 трлн руб., и без работы останутся 3 млн человек.