«Яндекс.Маркет» потратит не менее миллиарда рублей на склады

Компания арендует почти 150 000 кв. м в Московском регионе для маркетплейса «Беру»
В тестовом режиме «Беру» заработал в мае 2018 г. Тогда его ассортимент состоял примерно из 25 000 шт. товаров, теперь он увеличен до 200 000 единиц
В тестовом режиме «Беру» заработал в мае 2018 г. Тогда его ассортимент состоял примерно из 25 000 шт. товаров, теперь он увеличен до 200 000 единиц / Евгений Разумный / Ведомости

Компания «Яндекс.Маркет» договорилась об аренде свыше 150 000 кв. м складов в двух логистических комплексах в Московском регионе, рассказали «Ведомостям» два консультанта, работавших с участниками этих сделок. Оба объекта, по их словам, будут использоваться под совместный проект «Яндекса» и Сбербанка – маркетплейс «Беру» с товарами от российских поставщиков. Речь идет о логистических комплексах «Софьино» и «Томилино», которые расположены в районе Новорязанского шоссе, уточнил представитель «Яндекс.Маркета»: в первом «Беру» арендует 40 000 кв. м с возможностью расширения до 100 000 кв. м, во втором – 15 000 кв. м, постепенно увеличив площадь до 51 000 кв. м. Запрос в «Софьино» остался без ответа. Представитель Сбербанка, владельца «Томилино», от комментариев отказался.

Сбербанк и «Яндекс» договорились о создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркета» еще в 2017 г. «Мы хотим построить на базе «Яндекс.Маркета» российский Amazon», – говорил тогда президент Сбербанка Герман Греф. «Беру» работает по модели маркетплейса торговой онлайн-площадки, т. е. она не продает собственные товары, а предоставляет возможность приобрести что-либо из ассортимента партнеров-продавцов, сама же получает фиксированную комиссию от заказа в зависимости от категории товара. «Яндекс.Маркет» также развивает одноименный сайт для поиска и сравнения товаров и цен и маркетплейс для онлайн-покупок у зарубежных компаний Bringly.

В тестовом режиме «Беру» заработал в мае 2018 г. Тогда его ассортимент состоял примерно из 25 000 штук товаров; теперь он увеличен до 200 000 единиц в 612 категориях, которые предлагают свыше 1500 продавцов. В планах за несколько лет увеличить ассортимент «Беру» до миллиона позиций, сообщал ранее «Яндекс.Маркет».

Первый склад для маркетплейса «Беру» открылся в декабре 2018 г. в Ростове-на-Дону, он обеспечивает доставку товаров в города юга России. Собственные комплексы в Подмосковье позволят нам быстрее доставлять заказы нашим клиентам, говорит операционный директор «Яндекс.Маркета» Антон Вальков.

Склады онлайн-ритейлеров

Wildberries
Компания несколько лет назад договорилась с девелопером «А плюс девелопмент» о строительстве для нее распределительного центра на 145 000 кв. м на Симферопольском шоссе. Эта сделка считается рекордной на рынке складов, заключенной для собственных нужд. 


Ozon
В прошлом году интернет-ритейлер договорился с ГК «Ориентир» о долгосрочной аренде у нее 94 000 кв. м в логистическом парке «Север» на Ленинградском шоссе. Эти площади займет новый распределительный центр компании, открытие которого запланировано на середину 2019 г. У Ozоn есть возможность увеличить площадь распределительного центра до 122 000 кв. м. 


Lamoda
Компания ведет переговоры об аренде площадей в комплексе «Софьино» на Новорязанском шоссе, рассказывали ранее источники, близкие к сделке. На первом этапе Lamoda может снять 50 000–60 000 кв. м, а впоследствии увеличить площадь до 100 000 кв. м. О закрытии сделки пока не сообщалось. Текущий дистрибуторский центр ритейлера находится в комплексе «Быково» в Раменском районе Подмосковья.

Ставка аренды складов на направлении, где находятся «Томилино» и «Софьино», – 3500 руб. за 1 кв. м в год, знает замдиректора отдела исследований рынка CBRE Василий Григорьев. Таким образом, логистические проекты под проект «Беру» ежегодно будут обходиться «Яндекс.Маркету» в 192,5 млн руб. до расширения и 528,5 млн руб. после него. Инвестиции в развитие этих двух логистических мощностей на первом этапе составят 1 млрд руб., лишь отметил представитель «Яндекс.Маркета».

Для «Яндекс.Маркета» это первый большой логистический хаб в Москве, отмечает Григорьев. Впрочем, аналогичные проекты уже заявлены и у конкурентов компании. Интернет-ритейлер Ozon искал около 100 000 кв. м в Московском регионе и в итоге договорился с ГК «Ориентир», напоминает руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Cushman & Wakefield Егор Дорофеев. По мере развития бизнеса как «Яндекс.Маркета», так и Ozon их складские портфели в перспективе могут быть дополнительно увеличены, считает Дорофеев. На складском рынке готовится ряд крупных сделок с участием онлайн-ритейлеров, это происходит из-за консолидации и укрупнения ключевых игроков этого сектора, бизнес которых растет на 30–60% в год, соглашается руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости JLL Оксана Копылова. По ее словам, для поддержания такого темпа склады необходимо наращивать впрок. Крупные онлайн-ритейлеры, к которым относится и маркетплейс «Беру», идут по пути наращивания логистической платформы вслед за ростом товарооборота, добавляет Копылова. Она считает такой подход «правильным»: передавать основу своего бизнеса – склад – на аутсорсинг, как это делают некоторые игроки сектора электронной коммерции, слишком рискованно.