«Яндекс.Маркет» начал строить сеть постаматов BoxBot
За пять лет он хочет установить около 4000 автоматизированных пунктов выдачи«Яндекс.Маркет» начал развивать собственную сеть автоматизированных пунктов выдачи интернет-заказов – постаматов, рассказал представитель компании. Они будут работать под брендом BoxBot.
Первые постаматы «Яндекс.Маркета» появились в прошлом году в отделениях Сбербанка – у него почти половина интернет-компании. Теперь, по словам ее представителя, в качестве пилотного проекта она установит 40 постаматов в госбанке, торговых центрах и магазинах «Пятерочка» в Москве. До конца года у BoxBot будет более 600 постаматов, к концу 2024 г. – около 4000. В ближайшие два года постаматы появятся в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Екатеринбурге, Казани и др. Сколько «Яндекс.Маркет» потратит на развитие сети, его представитель не раскрыл. Цена постамата сильно зависит от конфигурации, прежде всего количества ячеек, и может составлять $10 000–15 000, говорит партнер Data Insight Федор Вирин.
В компанию «Яндекс.Маркет» входит одноименный сервис поиска товаров и сравнения цен, маркетплейс «Беру», где продаются товары российских поставщиков, Bringly, который продает товары из зарубежных онлайн-магазинов.
«Яндекс.Маркет» рассчитывает, что с его постаматами будут работать и другие логистические компании и онлайн-магазины, рассказывает его представитель: «Ведем переговоры с несколькими интернет-магазинами и логистическими операторами, одними из первых откликнулась компания DPD». Коммерческий директор DPD в России и СНГ Леонид Зондберг подтвердил это. Ozon, по словам его представителя, «рассматривает предложения сторонних сервисов [постаматов], чтобы расширить этот канал доставки».
Сейчас самые крупные сети постаматов у Qiwi и PickPoint – у каждой более 1500, также крупные сети у «Халвы» и Ozon, перечисляет Вирин. Если сеть локеров «Яндекс.Маркета» вырастет, как запланировано, до конца 2019 г. до 600 шт., она может попасть в пятерку лидеров, полагает Вирин, но указывает, что другие игроки также устанавливают сотни локеров в год.
За последние пару лет сразу несколько компаний начали активно развивать сеть постаматов. Крупнейший ритейлер России X5 Retail Group инвестировал в совместное с Совкомбанком предприятие по развитию постаматов в России, а в начале 2019 г. договорился создать совместный бизнес с PickPoint. Развивает сеть постаматов Ozon.
Вопрос о насыщении этого рынка в России пока не стоит, говорит Зондберг. Рост числа доставок сдерживает только количество пунктов, добавляет Вирин, для потребителя единственно важный фактор – наличие постамата вблизи его повседневных маршрутов: если он там есть, то человек не будет пользоваться другими методами доставки. Многие выбирают постаматы, чтобы не ждать доставку к определенному времени или стоять в очереди в пункте выдачи, отмечает представитель Ozon: «Часто постаматы установлены в супермаркете рядом с домом или прямо в офисе, где человек работает, – все это делает получение заказа более чем доступным».
В отличие от конкурентов у постаматов BoxBot не будет экрана, на котором клиент вводит номер заказа, код получения и т. д. Управляться он будет через телефон, говорит представитель компании: «Ячейку можно открыть при помощи приложения нажатием одной кнопки». Он не считает, что это будет существенным ограничением для людей, которые не хотят ставить новое приложение на телефон или у которых старый, кнопочный, аппарат. Последних все меньше, указывает представитель «Яндекс.Маркета»: по его данным, на апрель 2019 г. кнопочные телефоны пользовались спросом только у 7% пользователей. Зато открывание постамата через приложение «вызывает wow-эффект», рассуждает он. Кроме того, такая технология позволяет сократить издержки на содержание локера. Для человека, который уже заказал товар в постамат, это не станет барьером, согласен Вирин: для него нет разницы, экран это постамата или телефона. Также среди таких покупателей высока доля молодой аудитории.