Путин поручил довести региональные дороги до состояния федеральных трасс
Выделенных на это почти 10 трлн рублей не хватит, уверены экспертыФедеральные трассы в России в «более или менее в приличном состоянии», констатировал президент Владимир Путин, отвечая на вопросы граждан во время прямой линии. Зато состояние региональных дорог нужно подтянуть, признал он: они практически в 2 раза хуже. Протяженность региональных дорог в нормативном состоянии нужно довести до 70–80% дорог, поручил президент.
Увеличится и финансирование дорожного строительства – почти двукратно до 9,5–9,7 трлн руб., пообещал Путин. Примерно половину этих денег чиновники потратили на все дорожное хозяйство за прошлые шесть лет, включая и строительство, и ремонт, и содержание дорог, поясняет директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. О конкретных суммах говорить пока преждевременно, вопросы в проработке, лаконичен представитель Минтранса. На дополнительные вопросы он отвечать отказался.
Всего на дорожную инфраструктуру, включая средства из внебюджетных источников, Путин обещал направить до 2024 г. 11 трлн руб. против 6,4 трлн за прошлые шесть лет. Чтобы профинансировать дороги и другую инфраструктуру, чиновники объявили о создании фонда внутри бюджета размером в 3 трлн руб. Наращивать такие инвестиции предлагал Центр стратегических разработок Алексея Кудрина – к 2024 г. увеличить расходы бюджета на инфраструктуру на 0,8% ВВП по сравнению с 2017 г.
До сих пор Россия делала ставку на ремонт именно федеральных трасс, но они уже практически вышли на плановый межремонтный срок – шесть лет. По итогам 2017 г. доля федеральных трасс, соответствующих эксплуатационным нормам, составила 77,8%. К концу 2018 г. Минтранс планирует довести до нормативного состояния 82,6% общей протяженности федеральных дорог (или больше 44 000 км дорог).
Введение норматива для региональных трасс должно уравнять их качество с федеральными автодорогами. Пока что регионам хронически не хватает денег, чтобы наладить дорожное хозяйство. Региональных трасс в России в 10 раз больше, чем федеральных, а к их качеству предъявляются менее жесткие требования. Но даже им региональные дороги соответствуют в среднем лишь на 42%, оценивал бывший министр транспорта Максим Соколов. В некоторых бедных регионах количество трасс в нормативном состоянии гораздо меньше – 10–15%, замечает Блинкин. За исключением нескольких регионов с высокой бюджетной обеспеченностью (например, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) ситуация с качеством региональных дорог тяжелая, согласен вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков. Богатые регионы помогают дорожным фондам, но и не у всех из них дорожная сеть большая.
Всего же за 2017 г. было отремонтировано меньше 1% региональных и местных дорог, свидетельствуют данные Минтранса. Согласно Международному рейтингу конкурентоспособности, разрабатываемому Всемирным экономическим форумом, Россия находится на 114-м месте по качеству автомобильных дорог из 137 стран.
Региональные дорожные фонды наполняются в основном за счет транспортного налога, топливных акцизов (к 2024 г. поступления от них в региональные дорожные фонды должно дойти до 100%), а с 2019 г. – и штрафов за нарушения на дорогах. Чем больше дорог будет оснащено камерами, тем больше будут поступления в местные дорожные фонды – это будет уже значимый источник средств, говорит Чистяков.
Чтобы ускорить ремонт региональных трасс, в апреле правительственная комиссия по транспорту решила передать важнейшие дороги на федеральный уровень, увеличив сеть федеральных дорог на треть. За 2018–2031 гг. за счет такой передачи сеть федеральных трасс будет увеличена более чем на 16 500 км, говорил «Ведомостям» представитель Росавтодора. Это позволит регионам перераспределить финансирование и улучшить соответствие нормативам на 5–10 п. п., оценивал Чистяков.
Новые же дороги строятся совсем медленно – в 2017 г. было построено и реконструировано чуть больше 1800 км новых региональных и местных трасс, свидетельствуют данные Минтранса. Проекты развития транспортной инфраструктуры традиционно первыми попадали под секвестр бюджета как наиболее капиталоемкие, объясняли эксперты Центра экономики инфраструктуры в докладе «Интегрированная транспортная система». В результате даже по самым значимым и перспективным проектам развития транспортной системы государство не принимает решения многие годы, хотя их реализация может прибавить дополнительный 1% к темпам роста ВВП.
Увеличения же финансирования даже почти до 10 трлн руб. не хватит, чтобы региональные трассы приблизились к уровню федеральных, сомневается Блинкин: их ремонт стоит дешевле, но и протяженность в 10 раз больше. Но даже эта сумма поможет значительно улучшить состояние региональных дорог, уверен он. Не ясно и хватит ли денег на поддержку достигнутого, чтобы потом не упало качество дорог, предупреждает Чистяков.