Почему Московская область задыхается от вони со свалок
Власти долго не решали мусорный вопрос, а теперь отходы почти некуда вывозитьВ некоторых городах Московской области разворачивается протестное движение против свалок. Их жители регулярно выходят на митинги с требованиями закрыть близлежащие свалки и перекрывают дороги к ним. Протестуют жители Клина, Коломны, Троицка, Рузы, Балашихи, Серебряных Прудов. А 21 марта в Волоколамск пришлось экстренно приезжать губернатору Московской области Андрею Воробьеву. В этот день в местную больницу доставили 57 детей, которым стало плохо от удушающего запаха с расположенного рядом с городом полигона «Ядрово». Диалога не получилось – местные жители забросали губернатора снежками, и тот спешно уехал.
Почему подмосковные города накрыла волна смрада? Как и когда можно решить эту проблему?
Почему начались протесты
Подмосковье испытывает колоссальную мусорную нагрузку, говорит министр экологии и природопользования области Александр Коган: в Подмосковье захоранивается 20% отходов всей страны. Это 7,92 млн т твердых бытовых отходов (ТБО) из Москвы и 3,8 млн т – из области.
При этом за несколько лет в регионе закрыли 24 полигона, большую часть мусора принимают оставшиеся 15. По информации областного минэкологии, их мощностей хватит на два года. В прошлом году полигон «Кучино» под Балашихой был закрыт по личному поручению президента России Владимира Путина. Во время прямой линии с ним жители Кучина пожаловались на постоянные пожары на свалке и бездействие властей. Но власти последние годы тем и занимаются, что закрывают старые свалки. Это и породило проблемы. Весь мусор пришлось свозить на оставшиеся 15 полигонов. Именно на возросший поток мусоровозов и смрад из-за колоссального притока мусора и жалуются подмосковные жители.
В итоге по всему Подмосковью начали собираться многотысячные митинги – в Волоколамске, Клину, Коломне, Троицке, Рузе, Балашихе, Серебряных Прудах и т. д. Жители протестуют не только против существующих свалок, но и против строительства новых. Часть полигонов должна закрыться, но рядом с частью оставшихся планируется открыть новые, мощность которых может быть еще больше. Например, мощность полигона «Ядрово» в Волоколамске, который власти пообещали закрыть, составляет 430 000 т в год, но с 2020 г. «модернизированный» полигон «Ядрово» будет принимать уже 600 000 т отходов.
Как устроен рынок в Подмосковье
«Если мы уже сегодня не начнем строить новую инфраструктуру обращения с отходами, через несколько лет нам будет просто некуда девать мусор», – рассказывал Коган в прошлом году. Почему же это не удается?
Рынок в Московской области не структурирован, крупных игроков нет, за последние пять лет в регионе так и не было принято единой программы развития, говорит занимающийся утилизацией отходов бизнесмен. В 2010 г. в Московской области было около 1000 свалок, рассказывает эксперт PwC Дмитрий Колганов. Каждое муниципальное образование организовывало свою маленькую свалочку, договариваться никто ни с кем не хотел. С тех пор количество полигонов вроде бы сократилось. Но на деле очень много мелких свалок, указывают опрошенные «Ведомостями» участники рынка. И большинство, по их словам, работает всерую. Днем принимают официально 50 машин, а ночью – 150 неофициально, рассказывает один из собеседников «Ведомостей».
В 2016 г. инспектора министерства пресекли незаконное размещение отходов на 27 нелегальных свалках, а в 2017 г. – на 67, сообщил представитель минэкологии Московской области.
В сфере обращения с отходами в области работает 300 компаний, говорит представитель правительства региона. На деле их порядка 1000, возражает близкий к областным властям человек. Как правило, эти компании работают внутри одного района: у каждого муниципалитета есть какие-то полигоны и свалки, куда все свозится. Этому, по его словам, способствовало и решение Росприроднадзора об отмене лицензий на вывоз мусора. Теперь любое ТСЖ или управляющая компания могут вывозить отходы. «Скорее всего, предварительно такие отходы не сортируются: ни полезные фракции (пластик, стекло, алюминий), ни фракции 2-й и 3-й степени опасности – медицинские отходы, батарейки, ртутные градусники, лампы и т. д.», – продолжает собеседник «Ведомостей». Нет операторов, которые бы отвечали за весь цикл работ, связанных со сбором, вывозом, сортировкой, переработкой, захоронением мусора; много нелегальных свалок, говорит один из бизнесменов.
Мир борется с пакетами
Первый запрет – в Бангладеш
Первой страной в мире, запретившей полиэтиленовые пакеты, стала Бангладеш. Эта страна еще в 2002 г. ввела полный запрет на производство и продажу пакетов. Нарушителям грозит до шести лет тюрьмы и штраф на сумму до $12 000. В Бангладеш практически не существует системы сбора и утилизации мусора, как и почти отсутствуют урны на улицах. Река Буриганга, протекающая через столицу Бангладеш Дакку, оказалась почти запруженной полиэтиленовым мусором. С этим связаны катастрофические наводнения 1988 и 1998 гг., когда погибло 2300 и 1000 человек соответственно. Впрочем, уже спустя год после введения запрета его почти перестали соблюдать, передавал ТАСС.
$40 000 за пакет
В 2017 г. Кения приняла самое жесткое в мире законодательство по борьбе с полиэтиленовыми пакетами. В стране запрещено не только их производить и продавать, но даже использовать. Нарушение карается тюремным сроком до четырех лет либо штрафом в $40 000, сообщало Reuters. Новый закон разрешает полицейским задерживать любого человека, несущего полиэтиленовый пакет. Столицу Кении Найроби называют одним из самых грязных городов Африки. Здесь проживает 3 млн человек, а свалка всего одна, открытая в 1986 г. Около 1 млн человек живет в трущобах, где нет даже канализации.
Налог вместо запрета
Многие страны не запрещают пакеты, а вводят на них налог. Например, с 1 января так поступила Греция. Одноразовые пакеты в супермаркетах стали платными – 4 евроцента за штуку. С 1 января 2019 г. их цена вырастет до 9 евроцентов. В качестве альтернативы супермаркетам предлагают бесплатно распространять многоразовые пакеты, биоразлагаемые и бумажные. Штраф за нарушения – от 200 до 5000 евро. В ближайшие годы в России тоже может быть введен экологический сбор на полиэтиленовую упаковку, заявлял в октябре прошлого года глава Минприроды Сергей Донской. По его словам, сбор может быть введен уже в 2018–2020 гг. А спустя два месяца после этого президент России Владимир Путин скептически оценил предложение запретить пластиковые пакеты: «Я даже сомневаюсь <...> запрет производства будет иметь социально-экономические последствия».
Идеальная Швейцария
В Швейцарии нет мусорных свалок, а большая часть мусора перерабатывается. В стране налажен раздельный сбор мусора. Для отходов под вторичную переработку установлены специальные контейнеры. Отдельно сдаются ПЭТ-бутылки, старые электрические приборы и домашняя техника, строительный мусор, лампы дневного света, консервные банки (сдающие обязаны спрессовать их самостоятельно), стекло, старая одежда и обувь, биоразлагаемый мусор (как правило, пищевые отходы). Не подлежащий сортировке мусор выбрасывается в специальных черных пакетах, стоимость стандартного пакета на 35 л составляет около 2 франков. Нарушители штрафуются.
Как убирают мусор в Москве
В Москве ситуация другая. Строить полигоны в границах населенного пункта нельзя, поэтому московские отходы частично перерабатываются и обезвреживаются на столичных же предприятиях, а частично вывозятся на полигоны других регионов. Всего в Москве три мусоросжигательных завода; суммарно на них можно сжечь менее 10% образующегося в столице мусора.
В 2012–2014 гг. мэрия провела девять тендеров на право заключения 15-летних контрактов совокупной стоимостью более 142 млрд руб. Мусор со всех округов, кроме Южного и новой Москвы, теперь вывозят и утилизируют пять компаний. Каждый оператор до конца 2018 г. должен создать сортировочные пункты и полигоны, куда должна уходить отсортированная органика, рассказывает Игорь Чайка, соучредитель одной из компаний-операторов – «Хартии» (работает в Северо-Восточном и Восточном округах). Наличие полигонов, техники, своей сортировки увеличивает и рентабельность бизнеса, указывает он. В 2017 г. его компания приобрела полигон во Владимирской области, сортировочный комплекс на Алтуфьевском шоссе, кроме того, Москва передала в аренду его компании один из мусоросжигательных заводов – МСЗ-4. При разработке госконтрактов власти заложили рентабельность в 4–5%.
Что будет делать Московская область
Расположение мусорных полигонов в Подмосковье регулирует территориальная схема по обращению с отходами. В документе прописано, где должны быть мусорные полигоны, мусоросортировочные и мусоросжигательные заводы. Согласно схеме к концу 2018 г. контейнерами для раздельного сбора мусора должна быть оснащена половина жителей региона. Система раздельного сбора предполагает установку контейнеров двух типов – для сухих (пластик, стекло, бумага и металл) и «мокрых» отходов (пищевые).
В прошлом году началась рекультивация трех закрытых полигонов – в Кашире, Электростали и Павловском Посаде. С 2019 г. власти собираются приступить к рекультивации еще семи полигонов.
В планах строительство восьми мусороперерабатывающих предприятий. Пять из них появятся вблизи действующих полигонов под Клином, Можайском, Коломной, Дмитровом и Волоколамском, чтобы снизить нагрузку на них и по максимуму направлять отходы на вторсырье.
В конце 2016 г. конкурс на строительство четырех мусоросжигательных заводов в Подмосковье выиграла структура с участием «Ростеха» – «РТ-инвест» (на 25,01% принадлежит «Ростеху», на 74,99% – гендиректору компании Андрею Шипелову). Предприятия будут не просто сжигать мусор (700 000 т в год каждое), но и вырабатывать электроэнергию. Стоить каждый завод будет 31 млрд руб. Окупаться они будут в течение 15 лет за счет продажи электроэнергии промышленным потребителям региона.
Все эти меры вместе с раздельным сбором почти в 10 раз снизят количество захораниваемых отходов, надеется представитель минэкологии Подмосковья. Но не все так просто.
Собираем раздельно, вывозим вместе
В Москве и Московской области уже идет эксперимент по раздельному сбору мусора жителями. На октябрь прошлого года в Москве было установлено 953 пункта сбора. В Московской области в прошлом году был запущен пилотный проект по раздельному сбору отходов в 13 муниципальных образованиях – Балашихе, Подольске, Шатуре, Озерах, Долгопрудном, Красногорске, Солнечногорске, Химках, Домодедове, Ивантеевке, Мытищах, Дубне и Ногинске. Но, например, в Ивантеевке контейнеры для разного вида мусора установлены далеко не у всех домов, в чем убедился сотрудник «Ведомостей».
Раздельный сбор мусора в Московском регионе сейчас профанация, говорят один из работающих в этой отрасли бизнесменов и близкий к одной из московских префектур человек. Отдельной техники для сбора разных видов мусора нет, в итоге собранный в разные контейнеры мусор сваливается в один мусоровоз и едет на те же свалки, говорит один из собеседников «Ведомостей». Второй добавляет, что и сами люди не разделяют мусор.
Департамент ЖКХ Москвы в ответе на запрос «Ведомостей» указал лишь, что раздельный сбор мусора должны организовать операторы. Планирует ли город полностью перейти на раздельный сбор отходов и если да, то когда, в ответе департамента не говорится. Губернатор Московской области Андрей Воробьев недавно сказал, что раздельный сбор мусора должен быть внедрен на территории всего Московского региона – и Москвы, и области.
Пока же эксперимент внедряется с трудом. В Мытищах раздельный сбор отходов (пищевые и все остальные) введен еще 10 лет назад. Но все равно до 30% жителей не сортируют мусор, указывает представитель минэкологии области. Выходом могли бы стать автоматизированные сортировки, но до этого необходимо разделять пищевые отходы с твердыми. По этому принципу собирается внедрять раздельный сбор мусора Московская область. Дело в том, что по санитарным нормам сортировке подвергаются только неорганические отходы.
Игорь Чайка, соучредитель «Хартии», предлагает создавать полигоны в отдаленных от проживания районах соседних регионов, делать там перерабатывающие и сортировочные комплексы с глубиной переработки до 50%. А все остальное он предлагает захоранивать с помощью технологий так называемого компостирования: органику перерабатывать в компост, чтобы потом пересыпать и рекультивировать полигоны.
Жители против заводов и полигонов
Жители всех районов, в которых планируется строительство мусоросжигательных заводов, против – они не считают заводы безопасными и экологичными. Именно поэтому подмосковным властям с трудом удалось найти и согласовать места для их размещения: с момента подписания соглашений с «Ростехом» и до подбора площадок прошло три года.
Строительство заводов «РТ-инвестом» в Московской области будет вестись по не самой современной технологии, рассказывает Колганов, она применяется в Европе, но не признана экологичной в Великобритании, а в Сингапуре и вовсе принято решение не строить подобных заводов. Технология предполагает сжигание на колосниковой решетке смешанных твердых коммунальных отходов – это приводит к образованию большого количества зольного остатка. «Вероятно, что он будет 3-го класса опасности (умеренно опасные отходы, экологическая система восстанавливается около 10 лет. – «Ведомости») и для его захоронения может потребоваться строительство специальных полигонов, – продолжает Колганов. – При этом вырабатываемая энергия будет дороже, чем на рынке, и по факту потребителям придется покрывать расходы мусоросжигательных заводов».
В «РТ-инвесте» с этим не согласны. «Заводы по термической переработке отходов в энергию являются частью комплексной системы по обращению с отходами на территории России, которая включает в себя раздельный сбор, сортировку и переработку отходов во вторичное сырье и энергию, – возражает Шипелов. – Таким образом, на завод будут поступать только те отходы, которые не подлежат вторичной переработке и полностью безопасны». По его словам, для утилизации зольного остатка будет применена современная система Carbon-8. «Это способ переработки летучей золы в легкий высококачественный минерально-строительный материал, который признан ООН как пример значимого вклада в развитие циклической экономики», – указывает Шипелов.
Первые заводы «Ростеха» будут введены не раньше 2021 г. При максимальной загрузке они смогут перерабатывать около 2,8 млн т отходов. С учетом растущих объемов заводы «Ростеха» смогут сжечь примерно пятую часть отходов. Что делать с остальным мусором? «Захотели и закрыли все полигоны? Так не получится, – указывает Колганов. – Проблема в том, что ничего безотходного не будет. Надо понимать, что новые полигоны все равно придется открывать».
Как утилизируют мусор в мире
Существует несколько способов утилизации ТБО. В развивающихся странах мусор вывозят на свалки. Если в России на полигонах захоранивается до 95% отходов, то в Швеции – всего 1%. Только 11% отходов свозит на полигоны Эстония.
Самый распространенный способ борьбы с мусором в Европе – сжигание. Например, в той же Швеции 50% отходов после сортировки сжигается для получения энергии. В стране работает более 30 мусоросжигательных заводов. Примерно треть отходов в ЕС перерабатывается. Но для этого нужно внедрять раздельный сбор мусора, чтобы перерабатывать вторсырье. А органические отходы можно собирать отдельно и перерабатывать в компост. В дальнейшем его можно использовать в том числе и для рекультивации полигонов.
Успешной моделью обращения с отходами Шипелов называет переработку во вторичное сырье и термическую переработку в электроэнергию в пропорции 50/50. Абсолютный лидер, по словам Шипелова, – Германия, которая направила на переработку и компостирование 66% отходов, остальные переработаны в электроэнергию и лишь 1% ушел на свалки.
Поможет ли России раздельный сбор
В России тоже нужно внедрять раздельный сбор мусора, считают бывший руководитель Росприроднадзора Олег Митволь и руководитель рабочей группы экспертного совета минэкологии Подмосковья Андрей Пешков. Ведь тогда отпадает необходимость захоранивать весь мусор на полигонах или сжигать его, считает Митволь.
По данным минэкологии Подмосковья, введение раздельного сбора отходов позволит отсортировать до 30% отходов по объему и до 10% по массе.
Но не все эксперты согласны с тем, что раздельный сбор мусора – панацея. «На Западе такое решение принималось более 25 лет назад, когда отсутствовали альтернативные решения. Сейчас доступны технологии автоматизированной сортировки смешанных твердых коммунальных отходов, – комментирует Колганов. – При раздельном сборе жители будут обязаны не только сортировать отходы по видам, но и отделять этикетки, мыть тару. Для этого потребуется использовать воду, моющие средства. А расчетов дополнительного потребления ценнейшего природного ресурса – воды – не проводилось».
Москва преимущественно застроена высотными домами с небольшими квартирами и маленькими кухнями. «Как на 5–6 кв. м организовать несколько контейнеров для мусора? – спрашивает Калганов. – Кроме этого за каждым видом мусора будут ездить разные машины, т. е. вместо одного мусоровоза по улицам будут ездить четыре. Это все тоже надо просчитывать, но никто расчетов не делал».
Не хватает четких правил
Согласно федеральному законодательству до конца мая все регионы должны выбрать операторов по обращению с мусором. Статус регионального оператора присваивается на 10 лет. Такой конкурс объявили и подмосковные власти. Область будет разделена на семь территориальных зон, где будут отдельные подрядчики. Вряд ли выбор региональных операторов решит проблему с ТБО – нужны четкие правила для рынка в целом, считают опрошенные «Ведомостями» участники рынка. Отрасль по обращению с отходами пока только формируется, констатирует представитель вице-премьера Александра Хлопонина Наталья Платонова. Необходимо сокращать вывоз мусора на полигоны, стимулировать спрос на вторсырье, создать систему контроля за перемещением отходов, строить мусоросжигательные заводы и проч.