Девелопер требует запретить «Домодедово» строить новую взлетно-посадочную полосу

Она мешает строительству жилья
В суд подан иск о запрете на строительство новой взлетно-посадочной полосы «Домодедово», она мешает строительству жилья
В суд подан иск о запрете на строительство новой взлетно-посадочной полосы «Домодедово», она мешает строительству жилья / М. Стулов / Ведомости

ПКФ «Гюнай» требует запретить развитие аэропорта «Домодедово» в части, не предусмотренной ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 гг.)». Речь идет о запрете на любое развитие, в том числе на предпроектные, проектные, изыскательские работы, строительство, реконструкцию действующих и новых взлетно-посадочных полос, говорится в определении. Иск принял к производству Арбитражный суд Московской области, первое заседание назначено на 10 июля.

«Гюнай» беспокоит будущая третья взлетно-посадочная полоса (ВПП), которая может быть введена в 2020 г. и для которой «Домодедово» разработало проект санитарно-защитной зоны, говорится в иске (с ним ознакомились «Ведомости», подлинность подтвердил человек, близкий к участнику процесса). Этот проект в отличие от строящейся сейчас второй полосы не включен в ФЦП. По инвестконтракту с муниципалитетом от 2003 г. «Гюнай» должен снести 171 дом постройки 1940–1950 гг. в шести микрорайонах г. Домодедово и на их месте построить многоэтажки и социальные объекты, сказано в иске. Уже полностью снесены 52 ветхих жилых дома, в декабре 2014 г. введены первые два, всего с учетом школ и детских садов построено свыше 400 000 кв. м.

Как развивается аэропорт

Сейчас за счет федерального бюджета в «Домодедово» достраивается вторая ВПП за 12,85 млрд руб., сам аэропорт достраивает сегмент Т2 терминала за 32,3 млрд руб. Кроме того, за 450 млн руб. по заказу Росавиации был разработан проект ВПП-3.

Так как земли для застройки расположены на приаэродромной территории (в радиусе 30 км), то все стройки должна согласовать Росавиация. В январе 2014 г. два первых дома она строить разрешила, но в декабре 2015 г. на три новые высотки разрешения не дала, говорится в иске. Основанием для отказа стало заключение аэропорта о том, что на этой территории будет превышен допустимый уровень авиационного шума. «Гюнай» пытался получить разрешение через суд, но ему отказали: суд решил, что уровень шума можно будет замерить только после ввода ВПП-3 в эксплуатацию.

Строительство ВПП-3 причинит истцу вред, не даст ему распоряжаться законно полученными участками (в аренде до 2024 г.), исполнить инвестконтракт, а также вредит репутации, говорится в иске «Гюная».

Представитель Росавиации во вторник на запрос не ответил. Представители правительства Московской области от комментариев отказались.

Аэродромы в России строит Росавиация, но московские аэропорты должны взять свои в концессию и развивать самостоятельно.

Топ-менеджер крупного аэропорта отмечает, что о подобных исках девелоперов к аэропортам ранее не слышал. Распространены или иски аэропортов о запрете строительства по причине превышения уровня шумов, или иски девелопера к Росавиации о признании незаконным отказа в согласовании проекта строительства, говорит юрист бюро А2 Максим Сафиулин.

«Либо суд откажет в иске, либо будут проводиться экспертизы и устанавливаться, действительно ли проект нарушает интересы истца. В противном случае получился бы слишком абстрактный запрет на развитие аэропорта, он будет нарушать его законные интересы», – указывает президент Гильдии юристов рынка недвижимости Олег Сухов. «Иск предъявлен в защиту законного права по застройке участка и укладывается в рамки законодательства о запрете причинения вреда, который может возникнуть в будущем. Но истцу потребуется серьезная доказательная база», – убежден старший юрист юрфирмы «Надмитов, Иванов и партнеры» Павел Маруев.

Представители компании «Гюнай» и аэропорта «Домодедово» комментировать иск отказались.-