Аэропорты обяжут платить компенсации владельцам приаэродромной недвижимости

Госдума приняла поправки в Воздушный кодекс, против которых выступал Минтранс и аэропорты
Аэропорты будут платить за недвижимость в радиусе 30 км
Аэропорты будут платить за недвижимость в радиусе 30 км / Михаил Грибовский / ТАСС

Госдума на прошлой неделе приняла во втором и третьем чтениях поправки в Воздушный кодекс, которые обязывают аэропорты платить владельцам приаэродромной недвижимости. 28 июня законопроект рассмотрит Совет Федерации.

Поправки упорядочивают использование приаэродромных территорий – земель в радиусе 30 км от аэропортов, строить на которых можно только после согласования с Росавиацией. В частности, они вводят семь подзон с разным уровнем ограничений по использованию. В течение года после вступления закона в силу операторы аэродромов (т. е. аэропорты) должны подготовить проект приаэродромной территории и утвердить его в Росавиации. Проект должны согласовать муниципальные власти, они же рассчитают размер ущерба, который аэропорт должен выплатить владельцам земель и строений за то, что на эту недвижимость накладываются ограничения по использованию.

Владельцы недвижимости на большой территории смогут обратиться к аэропортам за компенсациями за то, что на землях нельзя строить совсем или можно строить с ограничениями, жители же домов, где превышен допустимый уровень шума, могут потребовать переселения за счет аэропортов, рассказывали топ-менеджеры четырех аэропортов.

Против поправок до последнего возражал Минтранс. Положение [о компенсациях] несет существенные риски, требует финансово-экономического анализа <...> изучения его экономического влияния на удорожание авиационных перевозок в целом, поскольку дополнительные затраты аэропортов приведут к росту услуг для авиакомпаний, писал в середине июня министр транспорта Максим Соколов вице-премьеру Дмитрию Козаку. Подлинность письма, с копией которого ознакомились «Ведомости», подтвердил федеральный чиновник.

Сейчас собственники часто не знают о существующих ограничениях на их земли – законопроект устранит этот пробел, он также даст аэропортам стимул оптимизировать приаэродромные территории по образцу Европы, говорит представитель Козака. Пресс-служба правительства не ответила на запрос «Ведомостей».

Исключительная зона

В принятой Госдумой редакции поправок снимаются ограничения на строительство в седьмой подзоне, если права на землю девелопер получил до вступления поправок в силу. Это самая большая из зон, в ней ограничения будут возможны, если авиационные шумы превышают допустимые нормы.

Козак в апреле отклонил предложение Минтранса не распространять действие поправок на уже существующие аэропорты. Правительство поручило Минтрансу за 10 месяцев оценить потенциальные расходы от вступления в силу законопроекта, отметил во вторник представитель Минтранса.

«Ограничения по использованию приаэродромных территорий есть и сейчас, и все девелоперы о них знают. Но семь подзон будут введены только этими поправками, т. е. юридически будут новыми, поэтому все владельцы получат права на компенсацию», – говорит топ-менеджер крупного аэропорта. Об этом же предупреждает Козака в письме Соколов. Законопроект действительно предполагает обратную силу, согласны председатель третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов и член адвокатской коллегии Москвы Елена Лузанова. Ретроактивные нормы – большая редкость, а в данном случае даже не установлены сроки возведения жилья, которое может претендовать на компенсации, нет никакой формулы расчета – остается догадываться, как в таком виде законопроект дошел до Совета Федерации, добавляет Лузанова.

«Проблема в том, что жилье строится на не предназначенных для этого территориях, и складывается впечатление, что застройщики чувствуют себя безнаказанными именно потому, что есть способствование их деятельности чиновниками», – говорит Сухов.

«Домодедово» против поправок в этой редакции, говорит представитель. «Шереметьево» и «Внуково» на запросы «Ведомостей» не ответили.-