Платные парковки изменили дорожную ситуацию в Москве
Столичные власти считают, что она улучшилась. Эксперты с этими выводами не согласныПо итогам анализа основных транспортных показателей в границах Третьего транспортного кольца введение платных парковок показало свою эффективность, следует из презентации ГУП «МосгортрансНИИпроект», которое подведомственно департаменту транспорта Москвы («Ведомости» ознакомились с документом). Исследование сделано по изучению пассажиропотока на основных маршрутах, где есть платные парковки, а также на основе данных фотовидеофиксации.
Средняя скорость транспортных средств в утренние часы пик увеличилась на 7%, а в вечерние часы – на 5%, отмечается в документе (см. таблицу). Количество маятниковых автомобильных поездок, т. е. из дома на работу и обратно, сократилось на 15%. Пассажиропоток на остановках наземного городского транспорта увеличился на 13%, а на метрополитене – на 9%. Среднее время пребывания транспортного средства в районе платной парковки уменьшилось незначительно – на 3%. Платную парковку московские власти запустили в ноябре 2012 г. Сначала она действовала внутри Бульварного кольца и стоила 50 руб./ч, теперь платная парковка в ряде районов доходит до МКАД, а в центре стоит 200 руб./ч.
В целом Москва идет по правильному пути, считает партнер PwC Дмитрий Ковалев: платные парковки необходимы, но в Москве уже наблюдается перекос. «Даже на Манхэттене можно найти парковочное место – пусть и дорого, а в Москве даже если ты готов заплатить за необходимые 30 минут или час стоянки, но не можешь: предложений крайне мало», – объясняет он. В 2012 г. департамент транспорта Москвы сообщал, что в пределах Бульварного кольца на улично-дорожной сети есть 6100 машино-мест, а на плоскостных парковках – еще 1850. На сегодня в пределах Бульварного кольца оборудовано более 3700 платных парковочных мест, заявил вчера «Ведомостям» представитель департамента транспорта. Внедрение платных парковок в Париже, например, начали со строительства подземных парковок, в Москве их попросту нет, указывает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.
Из позитивных изменений Ковалев называет снижение маятниковых поездок. Люди действительно стали меньше использовать личный транспорт, чтобы добраться до работы, свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат». В результате онлайн-опроса (участвовали 1300 респондентов) выяснилось: 30% опрошенных сократили число поездок на машине в целом, 12% стали кооперироваться с коллегами для поездок на работу и столько же (12%) теперь пользуются общественным транспортом. Однако если тенденция продолжится, то нагрузка на транспортные пересадочные узлы радикально увеличится, считает Ковалев.
Москвичи пересаживаются на общественный транспорт, но он уже работает на пределе, замечает Свешников. В госпрограмме «Развитие транспортной системы» указано, что фактическая загрузка всех видов транспорта общего пользования в утренние часы пик при движении в центр составляет 1,06 млн человек и превышает провозную способность в среднем на 22%. С прошлого года Москва перешла на новую модель пассажирских перевозок: с августа закрылось 386 маршрутов, которые обслуживались негосударственными перевозчиками, уменьшилось количество транспортных средств, которые перевозили пассажиров, с 4600 примерно до 2000, напоминает Свешников. «Если раньше в часы пик автобус нужно было ждать 5–10 минут, то сейчас ожидание может растянуться и на 30–40 минут», – добавляет эксперт.
С момента введения платной парковки средняя скорость движения в часы пик на улицах, где такая парковка есть, увеличилась в среднем на 6%, сообщил представитель департамента транспорта Москвы. Правда, по его словам, рост количества личного автомобильного транспорта продолжается: с 2010 г. в регионе прибавилось более 1 млн машин – и это только те, что поставлены на учет в Москве. В 2016 г. зарегистрировано 4,2 млн автомобилей.
В «Яндекс.Пробках» и «Пробок.нет» не смогли прокомментировать, как платные парковки повлияли на транспортную ситуацию в столице.