Подрядчик АРКС достался конкуренту

Два года после ухода Геннадия Тимченко компания теряла заказы, а теперь лишилась и независимости
Среди проектов АРКС – строительство развязки на пересечении Каширского шоссе и МКАД
Среди проектов АРКС – строительство развязки на пересечении Каширского шоссе и МКАД / Григорий Сысоев / РИА Новости

Основным владельцем Инвестиционно-финансовой строительной компании (ИФСК) «АРКС» стали акционеры Московской инженерно-строительной компании (МИСК) Дмитрий Давыдов и Дмитрий Андреенков, рассказали «Ведомостям» три источника, близких к обеим сторонам сделки. Сделка состоялась в конце прошлого года, контрольный пакет был выкуплен у основателя компании Александра Лавленцева, остальное – у нескольких менеджеров, говорит один из собеседников «Ведомостей». Теперь у Давыдова и его младшего партнера Андреенкова более 75% акций, еще примерно 25% – у бывшего гендиректора, а ныне председателя совета директоров АРКС Дмитрия Симарева, продолжает он.

Ходатайство о покупке ИФСК «АРКС» было удовлетворено Федеральной антимонопольной службой в ноябре прошлого года, сообщила ее пресс-служба. На сайте ведомства указано, что кипрская компания Kanezo приобретает 75,18% акций ООО «Спейсхолд лимитед», которые позволяют ей «определять условия осуществления предпринимательской деятельности» ИФСК «АРКС» и «Мособлинжспецстроя» (подрядчик строительства ЦКАД). В ноябре сменился и гендиректор АРКС – им стал Игорь Зелигер вместо Симарева.

АРКС – один из крупнейших российских подрядчиков в сфере дорожного строительства. Портфель заказов сама компания оценивает в 100 млрд руб. (данные с сайта). Среди ее крупных проектов – строительство пятого участка ЦКАД (42,2 млрд руб.), реконструкция Калужского шоссе на участке от 20-го до 49-го км (18,8 млрд руб.) и др. Основной денежный поток в компании сейчас генерирует проект ЦКАД, а с московскими подрядами стало хуже: рентабельность по ним низкая, новых проектов нет, знает близкий к компании источник. Проекты начали таять после выхода из компании Тимченко.

Он стал владельцем блокпакета АРКС летом 2011 г., но в начале 2015 г. продал долю. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2014 г. АРКС выиграла контрактов на 38 млрд руб., в 2015 г. – на 28 млрд руб., а в прошлом – всего на 685 млн руб.

Сотрудничество МИСК с московскими властями складывается куда удачнее. Компания была создана в 2008 г. Однако в 2014 г. ее купили Давыдов и Андреенков. Если в 2013 г. МИСК выиграла контрактов на 8 млрд руб., то в 2015–2016 гг. – около 27 млрд руб. Давыдов раньше вел бизнес на Cевере. Крупнейшим его активом называлась компания «Нижневартовскдорсервис», которая специализировалась на строительстве дорог и посадочных полос аэродромов. Фарит Хайдаров, возглавивший МИСК вскоре после смены ее владельцев, в середине 1990-х гг. работал главным инженером в «Когалымнефтегазе». В то время мэр Москвы Сергей Собянин был главой администрации Когалыма.

Представитель АРКС от комментариев отказался, запрос «Ведомостей» в МИСК остался без ответа.

Независимый аналитик Андрей Рожков оценивает АРКС примерно в 8–9 млрд руб. без учета долга. Но если у компании нет новых заказов, то цена должна быть существенно меньше. Сделка копеечная, по сути, сейчас новым владельцам придется накачивать компанию новыми проектами, говорит близкий к АРКС источник. Рентабельность бизнеса в дорожном строительстве находится в среднем на уровне 7–8%, 1,5 года этот показатель был на уровне 10%, говорит гендиректор РАСК Николай Алексеенко. По его словам, есть множество факторов, препятствующих развитию рынка дорожного строительства: ограниченность доступных финансовых ресурсов, применение устаревших методик расчета и составления смет, ориентированность рынка на моментную бюджетную эффективность (главным является цена строительства без учета расходов на эксплуатацию), отсутствие стимулов к внедрению инноваций. Все это будет способствовать дальнейшей концентрации рынка, считает Алексеенко.