Руслан Байсаров приобрел у Геннадия Тимченко долю в подрядчике «СК «Мост»

Неудачный опыт со «Стройгазконсалтингом» не отвратил нового владельца блокпакета стройкомпании от этого бизнеса
«Мост», как минимум, вторая попытка Руслана Байсарова заняться строительством
«Мост», как минимум, вторая попытка Руслана Байсарова заняться строительством / М. Стулов / Ведомости

Байсаров совсем недавно избавился от строительного актива – «Стройгазконсалтинга», долю в котором он выкупил у бизнесмена Зияда Манасира. «Стройгазконсалтинг» так и не смог компенсировать потерянные подряды «Газпрома» другими проектами, не удалось и заработать на ЦКАД – компания не смогла даже приступить к работам. С конца прошлого года «Стройгазконсалтинг» получает иски от кредиторов, сейчас Газпромбанк, получивший 50% (остальное у UCP Ильи Щербовича), разбирается с долгами компании, рассказывал человек, близкий к «Стройгазконсалтингу».

Руслан Байсаров приобрел 25% строительной компании (СК) «Мост», сообщил РБК со ссылкой на человека, близкого к Байсарову, и его представителя. Байсаров выкупил пакет Геннадия Тимченко, подтвердил человек, близкий к Volga Group, управляющей активами Тимченко. Цена и условия сделки не раскрываются. Представитель СК «Мост» от комментариев отказался.

Доля в СК «Мост» была частью строительного холдинга, который Тимченко начал собирать с 2008 г., когда приобрел «Стройтрансгаз». Совладельцем СК «Мост» бизнесмен стал в 2012 г. Но теперь STG Holding Тимченко занялся реструктуризацией строительных активов, объяснял человек, близкий к акционерам холдинга: в первую очередь путем выхода из компаний, где у холдинга не было контрольного пакета. Уже продано остальным акционерам 25% строительной компании АРКС. Долю в СК «Мост» тоже собирались выкупить остальные акционеры компании, но сделка не была завершена – возникли разногласия, рассказывает человек, близкий к Volga Group. А условия, предложенные Байсаровым, устроили продавца, заключает собеседник «Ведомостей».

Не только мосты

Единственный акционер СК «Мост» – кипрская SK Most Holding Limited. Выручка в 2014 г. составила 31,67 млрд руб. (по РСБУ). Компания строит порт Сабетта на Ямале, железнодорожные мосты в Москве и регионах, автодорожные мосты и развязки, участок Таганско-Краснопресненской линии московского метро. «Мост» строил к Олимпиаде совмещенную трасса Адлер – Красная Поляна за 285 млрд руб. и мост на остров Русский стоимостью свыше 32 млрд.

Перспективным для «Стройгазконсалтинга» должен был стать подряд на железнодорожную ветку Элегест – Кызыл – Курагино. Ветка – часть проекта по освоению недр Тувы, им занимается Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) Байсарова. Бюджет проекта – 217 млрд руб., из них 156 млрд – стоимость железной дороги. Сама ТЭПК собиралась вложить 54 млрд, еще 76 млрд предстоит занять, около 87 млрд правительство согласилось вложить из фонда национального благосостояния (ФНБ). Но денег ТЭПК пока не получила.

В начале года президент Владимир Путин вместе с правительством повторно рассматривал проекты, в которые предполагалось инвестировать средства ФНБ: выделение средств было подтверждено для всех, кроме ТЭПК. Решения нет и сейчас, сообщил вчера представитель Минэкономразвития. Резервный фонд в ближайшие годы может быть исчерпан, значение ФНБ возросло, объяснял федеральный чиновник: дальше вкладывать его в инфраструктурные проекты предстоит с согласия президента.

Перспективы ТЭПК туманны не только из-за проблем с господдержкой. Австралийский коксующийся уголь (ориентир всего рынка) за 2014 г. подешевел на 20%, а с начала 2015 г. – еще на 30%. ТЭПК собиралась поставлять уголь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а там стагнация, указывает аналитик Газпромбанка Айрат Халиков.

Представитель ТЭПК статус проекта не комментирует, но отмечает, что СК «Мост» может быть привлечена в качестве подрядчика в установленном порядке.

Вряд ли этот подряд от ТЭПК был решающим фактором при принятии решения о покупке доли, полагает партнер PwC Дмитрий Ковалев, важно, чтобы приобретаемый подрядчик был стабильно обеспечен контрактами в будущем. Помимо имеющегося портфеля компания может заняться поиском проектов Росавтодора, РЖД, а они одни из крупнейших заказчиков в стране, напоминает Ковалев. Инвестпрограмма на 2016 г. – 501,7 млрд руб. К тому же у СК «Мост» есть и региональные проекты – компания может воспользоваться устойчивыми позициями на местных рынках, заключает Ковалев.

В ПОДГОТОВКЕ УЧАСТВОВАЛИ МИХАИЛ СЕРОВ И ЕЛЕНА ВИНОГРАДОВА