Северо-Восточная автомобильная хорда может оказаться целиком платной

Несмотря на то что частный концессионер построит лишь часть дороги
Одну из самых крупных новых автотрасс Москвы – Северо-Восточную хорду могут сделать целиком платной, хотя частный концессионер – УК «Лидер» построит немногим более ее трети
Одну из самых крупных новых автотрасс Москвы – Северо-Восточную хорду могут сделать целиком платной, хотя частный концессионер – УК «Лидер» построит немногим более ее трети / М. Стулов / Ведомости

Мэрия думает сделать платной всю Северо-Восточную хорду, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к мэрии, и собеседник, близкий к потенциальному концессионеру проекта – УК «Лидер». Сейчас московские чиновники и менеджеры «Лидера» ведут переговоры на этот счет. «Концессионер предлагает сделать платной всю дорогу. Правительство Москвы рассматривает предложение», – подтвердил представитель департамента экономической политики и развития Москвы. Если платными делать только отдельные участки, будет сложно вернуть инвестиции, объясняет близкий к «Лидеру» человек.

Северо-Восточная хорда протяженностью 29 км – одна из самых масштабных программ транспортного строительства Москвы, ее общая стоимость оценивается почти в 250 млрд руб. Дорога пройдет от платной трассы Москва – Санкт-Петербург с западной стороны Октябрьской железной дороги вдоль Малого кольца Московской железной дороги (МЖД) до новой развязки на МКАД – на пересечении с магистралью Вешняки – Люберцы. Хорда должна стать продолжением единственного уже построенного участка Четвертого транспортного кольца – в 4 км между ш. Энтузиастов и Щелковским шоссе (см. карту).

По всей длине хорды будет организовано бессветофорное движение. Предполагается, что это сократит среднее время поездки более чем на 15%, разгрузит МКАД на 20–25% и перераспределит транспортные потоки Третьего транспортного кольца, Щелковского шоссе и ш. Энтузиастов, Рязанского и Волгоградского проспектов.

Вся хорда разбита на девять участков: два уже готовы, четыре строятся, на один объявлены торги. Еще два участка – от Открытого до Ярославского шоссе и от Ярославского до Дмитровского – в стадии проектирования. Общая протяженность этих двух участков – 11 км, это как раз тот отрезок дороги, который будет создан по концессионному соглашению и пройдет вдоль Малого кольца МЖД, в том числе по территории парка Лосиный Остров.

За счет городского бюджета на весь проект будет выделено 188 млрд руб. (данные адресной инвестиционной программы Москвы).

Сейчас обсуждается вариант, когда «Лидер» финансирует строительство этих участков, а строит сам город – силами принадлежащей ему компании «Мосинжпроект», говорят собеседники «Ведомостей». Участие городского подрядчика сводит к минимуму риски инвестора, связанные с ответственностью за качество и сроки строительства, объясняет чиновник, близкий к мэрии.

«Лидер» готов вложить 50–55 млрд руб., но «Мосинжпроект» требует за свои услуги больше, знают несколько близких к участникам переговоров людей. «Нам сейчас не хватает около 70 млрд руб. для начала полноценного строительства», – говорил в августе 2016 г. вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин.

По федеральному законодательству ничто не препятствует использовать автодорогу общего пользования на платной основе, говорит адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Екатерина Смирнова. Если привлекать концессионера, то платной дорогу нужно делать по всей протяженности, спроса на отдельные участки не будет, уверен директор Института экономики транспорта Михаил Блинкин: «Кусочек платно, кусочек бесплатно – это не работает». «Это очень длинная инвестиция, чтобы отбить деньги, нужно смотреть за горизонт 2030 г., а сегодня сложно делать макроэкономические прогнозы на ближайшие годы, – констатирует Блинкин. – Поэтому инвестора можно считать очень рисковым».

Проект будет успешным для концессионера при адекватной ценовой политике, говорит партнер KPMG Алексей Романенко. Прогнозировать спрос на платную дорогу сложно с учетом высоких инфляционных рисков и нестабильности курса, которые будут закладываться в тариф, констатирует он.

Но если стоимость установить слишком высокой, это снизит трафик, а следовательно, пострадает и окупаемость проекта. Все риски по трафику будет нести концессионер, говорят близкие к участникам переговоров люди. Взамен он просит дать ему возможность устанавливать свободный тариф. Вся Северо-Восточная хорда будет передана концессионеру в качестве платного участка на 49 лет, сообщают несколько чиновников мэрии.

По закону, вводя платную дорогу, администрация должна предоставить бесплатную альтернативу, напоминает Смирнова из «Яковлев и партнеры». Такая альтернатива будет – МКАД, отвечает собеседник из мэрии.

Торги по выбору управляющей компании на проектирование и строительство хорды состоятся в III квартале 2016 г., сообщала пресс-служба департамента строительства. Завершить строительство всей хорды предполагается в 2020 г., говорит чиновник мэрии.

«Лидер» уже строит и первую платную дорогу в Москве – северный дублер Кутузовского проспекта. Сейчас концессионер проектирует эту трассу, а городские организации формируют под нее земельные участки и готовятся освобождать территорию. Стоимость проекта будет определена в 2017 г.

Получить комментарии в «Лидере» не удалось.

Одну из самых крупных новых автотрасс Москвы – Северо-Восточную хорду могут сделать целиком платной, хотя частный концессионер – УК «Лидер» построит немногим более ее трети