В Москве появится еще одна платная дорога

Ею станет Северо-Восточная хорда, часть которой будет построена на частные деньги
Хорда протяженностью 29 км пройдет пройдет в том числе вдоль Малого кольца Московской железной дороги (МЖД)
Хорда протяженностью 29 км пройдет пройдет в том числе вдоль Малого кольца Московской железной дороги (МЖД) / М. Стулов / Ведомости

Северо-Восточная хорда протяженностью 29 км пройдет от платной дороги Москва – Санкт-Петербург с западной стороны Октябрьской железной дороги вдоль Малого кольца Московской железной дороги (МЖД) до новой развязки на МКАД на пересечении с магистралью Вешняки – Люберцы. Ее начали строить как продолжение единственного уже возведенного участка Четвертого транспортного кольца (ЧТК) в 4 км между ш. Энтузиастов и Щелковским шоссе. Он был разыгран еще в 2008 г., контракт выиграла компания «Мостотрест» (цена объекта – 78,2 млрд руб.).

По всей длине хорды будет организовано бессветофорное движение. Предполагается, что это сократит среднее время поездки более чем на 15%, позволит разгрузить МКАД на 20–25% и перераспределить транспортные потоки Третьего транспортного кольца, Щелковского шоссе и ш. Энтузиастов, а также Рязанского и Волгоградского проспектов.

По информации департамента строительства Москвы, вся хорда разбита на девять участков. Два уже построены: транспортная развязка на пересечении с Фестивальной улицей (за 16 млрд руб.) и участок от Фестивальной улицы до Бусиновской развязки (10,1 млрд руб.). Четыре участка строятся. На строительство седьмого – от Щелковского до Открытого шоссе – в июле были объявлены торги. Начальная цена контракта – 12,46 млрд руб., итоги подведут 16 августа. Заявки на участие в этом конкурсе подали компании «Горизонт» (готов выполнить работы за 11,96 млрд руб.) и «МСУ-1» (11,83 млрд руб.). Всего затраты на строительство этих участков, по данным департамента строительства Москвы, составят 188,2 млрд руб.

Хорда протяженностью 29 км пройдет пройдет в том числе вдоль Малого кольца Московской железной дороги (МЖД)

Два участка – от Открытого до Ярославского шоссе и от Ярославского до Дмитровского шоссе – находятся в стадии проектирования. Их общая протяженность – 11 км. Это как раз отрезок, который будет создан по концессионному соглашению, говорят два близких к мэрии Москвы человека. Точная трассировка дороги и ее стоимость будут определены после подготовки проекта планировки территории и проектной документации. Предположительно она пройдет вдоль Малого кольца МЖД и по территории парка Лосиный Остров. На этом участке максимальная концентрация коммуникаций, поэтому стоимость строительства получается высокой – около 56 млрд руб., отмечают собеседники «Ведомостей». По словам одного из них, переговоры о финансировании проекта ведутся с «Лидером». Эта компания уже строит первую платную дорогу в Москве – Северный дублер Кутузовского проспекта.

«Лидер» хочет, чтобы генподрядчиком строительства части хорды выступила городская компания «Мосинжпроект»: это гарантия того, что стройка завершится в срок, поскольку только госкомпания может позволить себе одновременно проектировать и строить. Однако «Мосинжпроект» считает, что построить участок удастся за 86 млрд руб., говорит один из собеседников «Ведомостей». Представители «Мосинжпроекта» и «Лидера» на вопросы «Ведомостей» не ответили. Торги по выбору управляющей компании на проектирование и строительство состоятся в III квартале 2016 г., сообщила пресс-служба департамента строительства.

С инвестором будет заключено концессионное соглашение, а построенный им участок станет платным, говорит чиновник мэрии Москвы. Но вопросов возникает много, а эффект не очевиден. Городу было бы выгоднее вложить свои деньги, продолжает чиновник. В сравнении с годовыми расходами Москвы (1,5 трлн руб.) стоимость строительства двух участков не такая большая, соглашается аналитик S&P Екатерина Ермоленко: «Тем более что эти средства, по всей видимости, будут потрачены в течение нескольких лет».

Часть городской инфраструктуры может быть платной, такие дороги есть и пользуются спросом, например, в Торонто, говорит директор Института экономики транспорта Михаил Блинкин. Важно найти правильный баланс тарифа и трафика и сделать электронным съем информации – без турникетов, продолжает он. «Кроме того, концессионеру нужно дать возможность собирать деньги со всей хорды, в обратном случае отдельный ее участок может и не пользоваться спросом. Также успешность проекта будет зависеть от общей ситуации в экономике и готовности людей платить», – уверен Блинкин. Есть идея сделать платной всю хорду, знает один из консультантов мэрии. Но в этом случае будут сложности с правовой точки зрения: дороги, построенные за счет бюджетных средств, не могут быть платными, указывает Блинкин.

Основные работы по строительству хорды планируется завершить к концу 2018 – началу 2019 г., сообщил заммэра Москвы Марат Хуснуллин. В целом отказ от проекта строительства ЧТК позволил сэкономить городскому бюджету около 700–800 млрд руб., отметил чиновник. Вместо ЧТК московские власти решили построить три крупные магистрали – Северо-Восточную и Северо-Западную хорды, а также Южную рокаду. В сегодняшних ценах ЧТК обошелся бы бюджету примерно в 700 млрд руб., сказал Хуснуллин, сложность заключалась в необходимости освобождения большого количества участков в плотно застроенной городской среде.

Северо-Западная хорда будет построена в 2018 г., обещает Хуснуллин. Она пройдет от Сколковского до Ярославского шоссе и свяжет районы Западного, Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного округов Москвы. Она может обойтись примерно в 80–90 млрд руб., сообщал первый замруководителя департамента строительства Москвы Петр Аксенов. По его словам, в эту сумму не входит стоимость будущих работ на участке в Хорошево-Мневниках и Алабяно-Балтийского тоннеля. Ранее Хуснуллин отмечал, что Алабяно-Балтийский тоннель обошелся бюджету в 54 млрд руб.

Южная рокада будет достроена к концу 2018 – началу 2019 г., обещает Хуснуллин. Дорога свяжет западные, южные и юго-восточные районы столицы – от МКАД через Рублевское шоссе, Балаклавский проспект, Варшавское шоссе и Кантемировскую улицу к Каширскому шоссе и далее до ул. Борисовские Пруды. По сути, это расширение действующих магистралей. По информации департамента строительства, реконструкция Рублевского шоссе до Балаклавского проспекта завершена, на это потрачено 7,9 млрд руб. Второй этап завершится в мае 2017 г.: компания МИСК реконструирует участок от Балаклавского до Пролетарского проспекта за 5,1 млрд руб.