Вторичный рынок жилья в Москве рухнул на 30%

Начинающийся год не принесет изменений к лучшему, считают участники рынка
Кризис привел к тому, что на продажу выставлено много квартир, но продаются единицы
Кризис привел к тому, что на продажу выставлено много квартир, но продаются единицы / Е. Разумный / Ведомости

В прошлом году в Москве было зарегистрировано почти на 30% меньше сделок с переходом прав собственности на жилье, чем в 2014 г., следует из данных управления Росреестра по Москве, – 113 769 против 162 038 (см. график). В IV квартале падение уменьшилось до 16% (33 349 и 39 897). Эта статистика описывает в основном сделки купли-продажи квартир на вторичном рынке, уточняет представитель управления Росреестра.

Рынок новостроек, по данным Росреестра по Москве, по сравнению со вторичкой просел меньше – на 18% (19 611 и 24 029 договоров долевого участия соответственно). «Падение на вторичном рынке серьезнее по двум причинам: это отсутствие льготных ипотечных кредитов (их можно получить только на новостройки) и завышенные цены на вторичку, – объясняет руководитель irn.ru Олег Репченко. – Застройщики более рыночные и при падении спроса дают скидки, снижают цены, а владелец уже готовой квартиры пытается продать ее по максимальной цене и готов держать до последнего». Как результат – предложение на вторичном рынке в декабре было на 7% больше, чем в декабре 2014 г.: 43 000 квартир (данные «Инком-недвижимости»).

В целом данные риэлторов совпадают со статистикой Росреестра. Падение по году оценивается примерно в треть, сообщили руководитель аналитического центра «Инком-недвижимости» Дмитрий Таганов и президент «Бест-недвижимости» Григорий Полторак. Рынок просел не так сильно, как ожидалось. В кризис 2008 г. падение было примерно таким же, комментирует Таганов. Но, по его мнению, есть большое отличие от прошлого кризиса: тогда острая фаза длилась примерно полгода, затем рынок начал расти, а сейчас рынок продолжает медленно сужаться. Небольшой всплеск в декабре управляющий директор брокерского департамента «Миэль – сеть офисов недвижимости» Ирина Пешич объясняет тем, что покупатели стараются в конце года завершить сделки или же тратят бонусы. Но первые результаты января Таганов оценивает как «удручающие»: «Идут в основном обменные сделки, или кто-то выходит из кредитов. Инвесторов нет». Люди покупают квартиры для улучшения жилищных условий, добавляет Пешич.

Квадратный метр подешевел даже больше, чем российский рубль, иронизирует Репченко. По его оценкам, снижение в рублях составило 10–15%, в долларах – примерно 35%. «А если сравнивать с докризисными максимумами конца 2013 г. в $5200 за 1 кв. м, московская недвижимость потеряла более половины стоимости», – указывает Репченко. В 2015 г. начал сдуваться ценовой пузырь, выросший на московском рынке недвижимости еще с середины 2000-х гг. Увеличение цен примерно до середины 2000-х было обусловлено экономическими улучшениями в стране. «Но далее квадратный метр под влиянием ажиотажа и ряда иных иррациональных факторов проскочил точку равновесия и оторвался от финансовых возможностей основной массы реальных покупателей», – говорит Репченко.

«Есть общая неуверенность людей в будущем, поэтому цены не только не растут, но и снижаются. Недвижимость как актив потеряла привлекательность – даже для инвесторов», – соглашается Таганов. Ситуация на первичном рынке чуть лучше за счет того, что весной 2015 г. была запущена программа субсидирования процентных ставок, однако она довольно быстро исчерпала свой ресурс, полагает Полторак.

Лучше не будет, уверен Таганов. «Рынок недвижимости крайне зависим от социально-экономических явлений: нестабильности курсов валют, снижения доходов населения, сокращений штата. Можно предположить, что в ближайшее время цены расти не будут», – считает Пешич. Репченко полагает, что падение продолжится и составит в 2016 г. до 15%. Для того чтобы рынок ожил, нужно продолжать субсидировать процентные ставки, снизить ставки по ипотеке, говорит гендиректор «НДВ-недвижимости» Александр Хрусталев. А реанимировать рынок, по его мнению, могут снятие санкций в отношении России и восстановление цен на нефть хотя бы до $45–50/барр.

Кризис привел к тому, что на продажу выставлено много квартир, но продаются единицы