Почему лизинг оборудования оказался более устойчив к экономической турбулентности? Какие сегменты показывают рост, помимо металлообработки? Чем хороши «китайцы»?
Об этом в интервью с генеральным директором компании «ДельтаЛизинг» Максимом Гончаруком.(ФРАГМЕНТ)
– Интерес к лизингу металлообрабатывающего оборудования объясним. Но положительную динамику, судя по данным «Эксперт РА», в ДельтаЛизинге показали за последние три года и остальные отрасли. С чем Вы это связываете?
– Кроме сегмента металлообработки существует много областей, в которых ситуация за последние три года если не улучшалась, то точно не ухудшалась. Самый простой и наглядный пример – пищевая промышленность. Спрос потребителя на продукты питания был сохранен и даже поддержан инфляцией. Кроме того, «пищёвка» стала одним из бенефициаров ухода с рынка зарубежных производителей, поскольку именно здесь заменить импортную продукцию без ущерба качеству технологически было проще всего. Помните запрет на импорт определенных видов продовольствия, который случился десять лет назад? Вскоре после введения контрсанкций мы профинансировали по всей стране порядка 15 линий по производству моцареллы.
Кроме того, в пищевых предпочтениях людей появились новые тенденции. Сегодня в каждом супермаркете представлен широкий ассортимент готовой еды высокого качества в индивидуальной упаковке. Небольшое изменение структуры спроса вызвало создание дополнительного сегмента бизнеса, в который активно пошли наши клиенты. Что такое фасованная еда? Это не только производство, это еще фасовка, упаковка, картон, пластик – все взаимосвязано.
Посмотрим на другие сегменты, например, энергетику. Электроэнергия у нас дорогая, а газ относительно дешевый. Поэтому энергоемкие предприятия задаются вопросом: не разумнее ли поставить газопоршневую установку и не зависеть от сетевых тарифов? Если производство тратит в год 30 млн на электроэнергию, то установка ГПУ стоимостью 50 млн рублей отбивается года через три, ну, максимум, через пять лет. Более того, многие видят возможности дополнительного дохода и начинают продавать излишки электроэнергии. В результате у производителя укрепляется суверенность ресурса и растет доходность бизнеса.
Я бы еще обратил внимание на такой сегмент в рэнкинге «Эксперт РА» как «прочее оборудование». Динамика этого сегмента вполне позитивная, в прошлом году к нему относилось порядка 12-14 процентов нашего нового бизнеса. Если посмотреть, что туда входит, то получается очень интересная картина. Тут и химическая промышленность, и фармакологическая, линии сборки электроники, производство двухкомпонентных композитных материалов – то есть, вещи серьезные. В стране есть целые отрасли, которые не получали в последние десятилетия своего развития в расчете на международную кооперацию. Например, возникла необходимость производства редкоземельных металлов, которое было полностью утеряно в постсоветские времена, а частный бизнес готов развернуть производство, особенно если оно подкреплены государственной потребностью. Хороший пример – это наша недавняя сделка для крупного химико-металлургического производства: к нам приходят предприниматели и говорят: «ребята, мы литий последние пятьдесят лет не производили, но сейчас спрос есть и это стратегическая область на уровне государства, давайте рассмотрим варианты лизинга производственного оборудования». Мы сделали с ними большой хороший проект.
— Получается, что классификация «Эксперта РА» отражает структуру промышленной базы страны? Капиталоемкое химическое производство отнесено в «Прочее», нефтяная промышленность тоже объединяет все – от буров нефтяников до НПЗ.
– Я бы сказал, что в принципе структура рынка лизинга оборудования отражает промышленную базу страны и что очень важно потенциал роста. Нам в «ДельтаЛизинг» очень важно, что в этом сегменте мы много лет играем ведущую роль. Мы не словом, а делом развиваем реальный сектор экономики с фокусом на малый и средний бизнес.
Продолжение читайте на сайте ДельтаЛизинг