О том, как готовить кадры для строительной отрасли, шла речь на совместном заседании Комиссии Общественного совета при Минстрое России по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала в сфере строительства и ЖКХ, Комитета Торгово-Промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства, Комитета Российского Союза строителей по развитию профессионального образования и содействию занятости в строительной отрасли и отраслевого консорциума среднего профессионального образования в сфере строительства Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Мероприятия состоялось под председательством Почетного президента НОСТРОЙ, руководителя Комитета ТПП РФ Ефима Басина в рамках Международного форума «Малоэтажная Россия – 2024».
Сомодераторами заседания, в работе которого приняли участие представители Минстроя России, высших и средних образовательных учреждений, отраслевых ассоциаций и бизнеса, выступили директор по развитию — руководитель проектного офиса НОСТРОЙ Елена Парикова и заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Надежда Прокопьева.
Ответственный секретарь Общественного совета при Минстрое России Светлана Кузьменко кратко остановилась на итогах работы за 2024 год, уделив особое внимание подготовке кадров и профессиональной ориентации молодежи, особенно выпускникам колледжей и их закреплению в профессии. Светлана Кузьменко отметила роль НОСТРОЙ в создании и работе профильного отраслевого консорциума, который активно включился в решение задач по укреплению позиций системы среднего профессионального образования в строительной отрасли.
Ефим Басин подчеркнул необходимость консолидации усилий бизнеса, власти, СРО и учебных заведений для эффективного решения вопросов, связанных с обеспечением отрасли высококвалифицированными кадрами. Он заметил, что с этой целью в отрасли уже функционируют государственные механизмы — федеральный проект «Профессионалитет», национальный проект «Кадры». А работодатели, используя площадку отраслевого консорциума СПО НОСТРОЙ, начинают готовить себе пул будущих сотрудников из числа студентов профильных ссузов еще задолго до окончания ими образовательного учреждения. При этом, подчеркнул Ефим Басин, очень важно повышать профессиональный уровень педагогов, усиливать учебную и материальную базы учебных заведений. Все эти меры закономерно приведут к повышению культуры производства и производительности труда на стройке.
Руководитель Центра компетенций образовательной деятельности Минстроя России Ирина Минина поделилась результатами исследования ожиданий студентов от своей профессии по окончании вуза или колледжа. Сегодня почти 50% выпускников ссузов не идут в профессию, потому что не понимают, как строить карьеру и повышать свой профессиональный уровень. Для реализации Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года Минстрой России разработал план мероприятий, в котором заложено два стратегических направления: уменьшение дефицита кадров, для чего нужно привлечь в отрасль до 2030 года 850 тысяч молодых специалистов, и изменение системы профобразования, адаптация ее под потребности рынка труда.
Руководитель Кадрового центра Минстроя России Елена Сенкевич представила основные механизмы сокращения кадрового дефицита в строительной отрасли и ЖКХ. Она сделала акцент на усилении работы по привлечению работодателей к учебным процессам, формированию новых программ повышения квалификации действующих сотрудников. Кроме того, нужно посчитать реальные потребности отрасли в кадрах и сформулировать запрос отрасли на 3-5 лет вперед. Это поможет скорректировать учебные программы вузов и ссузов, ввести новые специальности и направления подготовки специалистов, в том числе в области цифровизации строительных процессов, роботизации и т.д.
Ректор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (НГАСУ) Дмитрий Щёголев представил опыт вуза по выстраиванию непрерывной системы среднего профессионального и высшего образования. Сегодня на базе НГАСУ функционирует архитектурно-строительный колледж, учебные процессы в котором органично совмещены с программами вуза. Учебные заведения имеют одну лабораторную базу, преподавательский состав, студенты колледжа и университета вместе участвуют в олимпиадах и прочих мероприятиях. Благодаря такой синергии сокращается время учебного процесса при поступлении выпускника колледжа в вуз, образуется организованное студенческое сообщество.
Директор Инженерно-строительного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Марина Петроченко рассказала, как их вуз формирует концепцию подготовки элиты строительной отрасли, которые могут реализовывать междисциплинарные проекты на самом высоком уровне.
Начальник центра дополнительного профессионального образования, заведующая кафедрой информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве Московского государственного строительного университета Ольга Кузина затронула вопросы производительности труда как фактора развития строительной отрасли и, соответственно, роли учебных заведений в подготовке таких кадров, которые понимают, как эту производительность рассчитать и обеспечить.
Елена Парикова подробно рассказала о деятельности НОСТРОЙ в области подготовки кадров для строительной отрасли. Нацобъединением ведется мониторинг по дефициту кадров. Наиболее востребованные профессии — арматурщики, монтажники бетонно-каркасных металлических конструкций, сварщики, каменщики, электромонтажники, машинисты дорожно-строительных машин и др. При этом из 50 тысяч выпускников колледжей через три года в отрасли остается только 10 тысяч человек, заметила спикер.
«Конечно, одномоментно устранить дефицит кадров притоком молодых специалистов в отрасль не получится, но все же назревают вопросы, которые необходимо решать уже сегодня. Во-первых, далеко не все выпускники школ, которые планировали поступить в колледжи на строительные специальности, попадут в них – в большинстве регионов конкурс составляет 4-6 человек на место. Например, в Кемерово, в 2023 году желающих поступить в строительный колледж было 1 756 человек, а принято всего 994. Но самое главное – не потерять тех, кого уже научили», — сказала Елена Парикова.
Сегодня, чтобы быть успешным и конкурентоспособным в своей отрасли, молодому специалисту следует постоянно работать над развитием своих профессиональных и универсальных компетенций, в том числе, осваивать программное обеспечения для информационного моделирования (ИМ), получать навыки управления дронами, уметь работать с VR, AR и искусственным интеллектом. То есть, работа в проектировании и строительстве требует от профессионалов готовности к новым технологиям и умения пользоваться со специализированными программами, подчеркнула спикер.
Говоря о работе отраслевого консорциума СПО в сфере строительства, она сообщила, что в 2024 году он полнился новыми участниками из числа работодателей и ссузов на 40%. В него входят самые активные и самые инициативные директора компаний и колледжей.
«Привлечение и расширение географии участников является одним из приоритетных направлений работы консорциума. Пока подключаются к нему только после личных обращений или звонков местных руководителей СРО, которые тесно работают с образовательными учреждениями», – заметила Елена Парикова.
Также НОСТРОЙ в рамках деятельности консорциума СПО принял активное участие в экспертизе Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года. Внесены важные правки и дополнения в части подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Большая часть предложений нашла отражение в итоговом документе.
Руководитель Проектного офиса НОСТРОЙ поделилась информацией о том, что в рамках ФП «Профессионалитет» функционируют 24 кластера по строительству из 370 созданных по всем отраслям. Этого явно мало для такой большой отрасли как строительство, констатировала она, в связи с чем призвала расширять участие СРО и бизнеса в программе. НОСТРОЙ оказывает консультационную поддержку заинтересованным предприятиям строительной отрасли по вопросам участия в проекте, в том числе по предоставлению налоговых преференций компаниям.
Генеральный директор СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири», координатор НОСТРОЙ по УФО Юрий Десятков рассказал об опыте участия СРО ССКУ в ФП «Профессионалитет» и подготовке кадров для компаний — членов СРО. Для создания образовательного кластера СРО вложила 20 млн рублей, еще 26 млн предоставил регион, 100 млн – денежные средства федерального бюджета. Благодаря такой поддержке удалось создать современные учебные лаборатории, где теперь ведется подготовка востребованных специалистов – арматурщиков, бетонщиков, монтажников. Кроме того, в рамках ФП «Профессионалитет» ведется подготовка специалистов по цифровому продукту СКИД (Строительный контроль и исполнительная документация), который создан на средства СРО ССКУ. А в помощь преподавателям разработаны новые учебные пособия по охране труда и монолитному домостроению – впервые за многие годы.
Исполнительный директор Ассоциации СРО «Большая Волга» Лариса Афанасьева рассказала о положительном эффекте от конференции Консорциума СПО в сфере строительства, которая прошла в Пензе 6-7 ноября, а также поделилась опытом ее СРО по развитию учебного кластера в Пензенской области. Спикер обратила внимание, что сегодня интерес граждан и бизнеса смещается в сторону индивидуального домостроения, и, следовательно, будут нужны специалисты в этой области. Специфика здесь в том, что работодатели хотят видеть мультифункционального специалиста, который понимает дом как единый организм. Такой специалист должен обладать навыками по работе с инновационными технологиями и умными системами. Поэтому имеет смысл в рамках ФП «Профессионалитет» сформировать специфическую программу для малоэтажного строительства.
Участники заседания также обсудили вопросы профессиональной ориентации школьников и их первых шагов в профессии, потенциал движения сообщества мастеров, привлечение Российских строительных отрядов на стройки России и за рубежом, а также необходимость разработки новых учебных программ в области эксплуатации зданий и сооружений и строительства из алюминиевых конструкций.
По итогам заседания будет сформирована резолюция с предложениями участников, в том числе для плана мероприятий по реализации Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года.