9 сентября для сотрудников подмосковных социально ориентированных некоммерческих организаций состоялся семинар «Социальный проект в бизнесе: СОНКО и социальное предпринимательство». Организовал мероприятие Центр инноваций социальной сферы Московской области.
Руководитель дирекции стратегических исследований и анализа Фонда «Наше будущее» Михаил Космачёв рассказал представителям СОНКО о:
специфике социально-предпринимательской деятельности. С одной стороны, критерии социальных предприятий установлены законодательно, и это определяет в том числе их целевую аудиторию. С другой – проекты социальных предпринимателей сильно связаны с их личностью, это положительно влияет на уровень доверия потребителей производимых ими товаров или оказываемых услуг и их вовлечённость;
направлениях деятельности социальных предпринимателей: преимущественно они работают в сфере услуг, самые распространённые из которых – образовательные. Только 10 % социальных предприятий производят товары. Основная целевая группа, с которой работают 52 % социальных предпринимателей, – дети. Деятельность примерно четверти СП ориентирована на детей с особыми потребностями;
существующей на федеральном уровне и в регионах инфраструктуре поддержки социальных предпринимателей и непосредственно мерах поддержки: финансовой – грантовой программе Минэкономразвития России, микрозаймах, которые можно получить в государственных микрофинансовых организациях, имущественной – в виде в том числе льготной аренды помещений, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, консультационной, образовательной, маркетинговой;
фондах, поддерживающих социальных предпринимателей, и реализуемых ими программах, проектах крупных компаний, выступающих импакт-инвесторами.
Московская область возглавляет рейтинг регионов – лидеров по числу социальных предпринимателей. По состоянию на 10 августа в Реестр СП были включены 1 110 предприятий области, пока она является единственным регионом с количеством СП более 1 000. По мнению Михаила Космачёва, результат обусловлен развитой системой мер поддержки: социальные предприятия Подмосковья могут получить, в частности, гранты, а также субсидии на возмещение части затрат на ремонт, аренду, коммунальные платежи и т. д. Также в Московской области коэффициент демографической нагрузки ниже, чем по стране: на 1 000 жителей трудоспособного возраста приходится 588 человек нетрудоспособного возраста, в среднем по России – 714 человек. Наблюдается положительная динамика по росту реальных денежных доходов: на 10,7 % за первое полугодие этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (по РФ – на 7,4 %) – и объёма платных услуг, оказываемых населению: на 4,5 % за январь–июль 2024 года в сравнении с первым полугодием 2023 года. Всё это положительно влияет на развитие социального предпринимательства, подчеркнул эксперт.
Также спикер и представители НКО рассмотрели успешные проекты действующих социальных предпринимателей, обсудили опыт предпринимательской деятельности участников семинара и возможность её расширения, а также специфику организации социального обслуживания в Подмосковье.