Брендирование товаров социальных предпринимателей обсуждают в Госдуме

В октябре рабочая группа по вопросам развития социального предпринимательства, сформированная недавно при Комитете Госдумы по молодёжной политике, начала свою работу.

На первом заседании вошедшие в состав рабочей группы эксперты и депутаты наметили повестку до конца года и предметно рассмотрели две инициативы.

Единый знак социальных предпринимателей

Первая инициатива, вынесенная участниками рабочей группы в приоритет, – брендирование товаров и услуг социальных предпринимателей. Речь идёт о разработке единого логотипа/знака, который можно будет использовать не только для идентификации организации или предпринимателя как СП, например на интернет-ресурсах и в социальных сетях, но и для маркировки товаров, производимых социальными предприятиями. Таким образом, покупатели в магазинах и других точках реализации продукции смогут сразу видеть, что тот или иной товар произведён СП.

Помечать такую продукцию предлагается и при продаже через интернет-магазины и маркетплейсы. Присутствовавшие на заседании представители таких площадок отметили, что готовы обеспечить возможность такой разметки и внедрения отдельного фильтра для товаров СП при условии подтверждения информации о том, что производитель действительно является социальным предприятием.

Поскольку все ИП и организации, получившие официальный статус социального предприятия, включаются в Реестр социальных предпринимателей, сведения из него как раз и могут использоваться магазинами и интернет-площадками для верификации производителей товаров, отметила исполнительный директор Фонда «Наше будущее» Юлия Жигулина. Эксперт напомнила, что вопрос о маркировке товаров и услуг социальных предпринимателей обсуждался уже неоднократно, но сейчас созданы все необходимые условия, чтобы перевести это обсуждение в практическую плоскость – факт включения социального предприятия в специальный реестр подтверждает его соответствие нормативным требованиям и обеспечивает тем самым доступ к различным мерам поддержки. А брендирование продукции социальных предпринимателей для повышения её узнаваемости и привлекательности для покупателей вполне можно рассматривать как инструмент поддержки.

Напомним, что Фонд «Наше будущее» ещё в 2022 году организовал разработку единого логотипа для СП. По итогам конкурса для иллюстраторов и художников был выбран логотип «Социальный предприниматель» в виде сердца, образованного буквами «С» и «П». Социальные предприниматели могут «помечать» им свои сайты и страницы в социальных сетях, использовать в полиграфической и сувенирной продукции. Кроме того, фонд запустил специальный чат-бот, с помощью которого можно нанести логотип «Социальный предприниматель» на своё изображение.

Важно подчеркнуть, что данный логотип был использован в художественном оформлении почтовой карточки, выпущенной в этом году к пятилетию закрепления в законодательстве понятия «социальное предпринимательство». Торжественная церемония памятного гашения карточки состоялась 27 мая на Всероссийском фестивале социального предпринимательства «Импульс добра», организованном Фондом «Наше будущее». 

Упоминание социальных предприятий в социальной рекламе

Вторая инициатива, обсуждаемая рабочей группой Госдумы по вопросам развития социального предпринимательства, касается корректировки законодательных норм, регулирующих распространение социальной рекламы. Сейчас по общему правилу в ней нельзя упоминать конкретные модели и артикулы товаров, средства их индивидуализации (товарные знаки и др.), сведения о физических и юридических лицах, за некоторыми исключениями. К таким исключениям относятся указание на рекламодателя социальной рекламы, упоминания об органах власти и местного самоуправления, о спонсорах, социально ориентированных некоммерческих организациях (СОНКО), а также о гражданах, которые оказались в трудной жизненной ситуации или нуждаются в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. Упоминание о СОНКО допускается в социальной рекламе, если её содержание непосредственно связано с информацией о деятельности этой организации, направленной на достижение благотворительных или других общественно полезных целей.

Кроме того, в отношении упоминаний органов и лиц из этого списка, кроме спонсоров, не установлены ограничения по продолжительности упоминания в социальной рекламе и размеру занимаемой им рекламной площади.

Участники рабочей группы предлагают включить в этот перечень исключений – по аналогии с СОНКО – социальные предприятия. Изменения планируется внести в ч. 5–6 ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Напомним, размещение социальной рекламы осуществляется и на возмездной, и на безвозмездной основе. Например, в интернете бесплатно размещается социальная реклама НКО – победителей соответствующих конкурсов Института развития интернета, который является оператором социальной рекламы. Некоторые города предоставляют бесплатно или на льготных условиях площади для размещения социальной рекламы и рекламы, представляющей особую значимость.

В Нижегородской области с 2018 года ежегодно (даже два раза в год) проводится конкурс для социальных предпринимателей и СОНКО «Взгляд в будущее» – победители получают возможность бесплатно разместить статичную рекламу или видеоролики на рекламных площадях в Нижнем Новгороде.

Как правило, срок, на который предоставляется бесплатное или льготное размещение, составляет 1–2 месяца. При этом подготовкой рекламных материалов лицо, подающее соответствующую заявку, занимается самостоятельно.

Другие пресс-релизы