В июле 2024 года Госдума в первом чтении одобрила проект изменений в Градостроительный кодекс, согласно которому заселение в новостройки должно производиться после введения в эксплуатацию социальной и дорожной инфраструктуры.
Инициатива сложилась исходя из ситуации, когда темпы возведения социальной инфраструктуры отставали от темпов возведения новостроек. Такой законопроект призван быть своего рода гарантом строительства социальных объектов в районах массовой застройки. Однако, в документе нет четкого определения источника финансирования такого строительства.
Депутат Госдумы Андрей Кузнецов, один из авторов новеллы пояснил, что в законопроекте вопрос финансирования не затронут сознательно.
«Тот, кто сейчас за этот вопрос отвечает, тот и будет отвечать – это компетенция органов местного самоуправления. Зависит от того, как они договорятся (с инвестором проекта КРТ – прим. ред. «Уралинформбюро»). Бывают проекты, когда застройщики строят, но самая распространенная практика – застройщик проектирует, а регион или муниципалитет строят социальные объекты в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), тем самым инвесторы облегчают нагрузку на бюджет», – подчеркнул парламентарий.
Заведующая сектором Института экономики УрО РАН Светлана Котлярова подчеркнула, что у таких объектов достаточно высокая стоимость строительства. В случае, если обязать девелоперов возводить эти объекты, с большой долей вероятности эти суммы будут заложены в стоимость жилья.
Директор Института стратегического развития и финансового анализа Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) Максим Марамыгин выразил мнение, что ситуация может сложиться по аналогии с косвенными налогами.
«Формально их возлагают на девелопера, но заплатит конечный потребитель, как и в случае с акцизами на алкоголь», – уточнил спикер.
Правила участия застройщиков в создании социальной и иной инфраструктуры городов на федеральном уровне до сих пор не выработаны, напомнил «Уралинформбюро» президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков.
Вариант с государственно-частным партнерством в этом плане выглядит более щадящим и реалистичным, однако на сегодняшний день в сфере социального строительства ГЧП не сильно распространено.
«Сейчас ГЧП – это фактически проекты «негласного спонсорства» органов госвласти представителями бизнес-сообщества. Застройщики только в пяти субъектах РФ имеют экономику проектов, позволяющую строить объекты социальной инфраструктуры в составе своих комплексов», – пояснил Антон Глушков.