Недавно заместитель председателя правительства Хабаровского края по строительству Керим Сунгуров, мэр Хабаровска Сергей Кравчук, президент АСРО «РОС «Союз», член совета НОСТРОЙ Светлана Дианова, ректоры вузов и директора школ подписали соглашение об открытии в хабаровских школах и лицеях инженерных классов
С 1 сентября 2024 года в лицее «Вектор» и гимназии № 8 Хабаровска стартует профильное инженерное обучение по специальной образовательной программе: ученики 10-11 классов смогут углубленно познакомиться со строительными специальностями.
«Сегодня в строительной сфере большой дефицит кадров как рабочих специальностей, так и инженерного направления. Мы как отраслевая организация подняли этот вопрос еще два года назад, изучили опыт других регионов России и увидели, что многие субъекты организуют именно инженерные классы. Эта инициатива была доведена мною до министерства строительства и министерства образования Хабаровского края, и отрадно, что в правительстве региона идею поддержали. Проделана большая совместная работа. Мы определили опорные школы и вузы, с которыми вместе будем развивать это образовательное направление в Хабаровске», — рассказывает Светлана Дианова.
Представители вузов (прежде всего, речь идет о Дальневосточном государственном университете путей сообщения и Тихоокеанском государственном университете) готовы обучать детей в профильных классах, наиболее успешным ученикам будут начислены дополнительные баллы при поступлении. В свою очередь, потенциальные работодатели (строительные организации — члены СРО) будут проводить встречи в стенах школы, выезды и экскурсии на свои предприятия, где старшеклассники смогут детально познакомиться с различными строительными профессиями.
Конечно, вряд ли каждый выпускник инженерного класса решит остаться в строительстве, но делать-то что-то надо.
«Сейчас строительная отрасль входит в топ-5 отраслей с самым высоким кадровым дефицитом», — говорит президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. Число вакансий по сравнению с 2022 годом выросло на 31%.
По данным HeadHunter, в числе требующихся специалистов лидируют бетонщики, арматурщики и монолитчики (40%), за ними следуют специалисты по отделочным работам (20%), сварщики и каменщики (по 12%), дорожные рабочие (5%). И даже подсобные рабочие на данный момент являются дефицитными. «По данным Минстроя, в строительстве, ЖКХ и смежных отраслях сейчас занято 12 млн человек. При этом на портале «Работа в России» размещено 185 472 вакансии в строительной отрасли. До 2030 года в отрасль планируется привлечь до 400 тысяч человек, отметили в пресс-службе ведомства», — писала «Российская газета» в марте этого года.
О том, что удовлетворять кадровый голод надо не только за счет трудовых мигрантов, говорят и с высоких трибун, и в министерских кабинетах, и в HR-отделах девелоперских и строительных компаний — везде. Вопрос: как удовлетворять? Как привлечь своих на стройки, на заводы строительного профиля, в строительные и девелоперские компании? Поднять отраслевой престиж — легко сказать, наращивать зарплаты до бесконечности невозможно, да и на каком-то этапе это просто перестает работать — как подчеркивает советник президента союза директоров СПО, член общественной палаты Московской области Мария Большакова, не всегда деньги решают все.
«Важно понимать, что нынешнее поколение сильно отличается от поколения работодателей. Молодым людям критично важны соблюдение трудового законодательства, уважительное взаимодействие и профессиональное признание. Сейчас более 65% ребят после 9-го класса выбирают учебу в колледжах. Причем рабочие специальности (профессионалитет) весьма востребованы. С другой стороны, все крупные компании критично заинтересованы в качественных вовлеченных кадрах. Абсолютно все системообразующие структуры организовывают у себя модели профессионального вовлечения студентов колледжей. Хотелось бы, чтобы компании рынка недвижимости также проработали эту win-win-модель, при которой выпускники будут знать, что их ждут, что есть соцпакет и корпоративная культура соблюдается на всех уровнях, а не только в офисе», – сообщила советник президента союза директоров СПО, член общественной палаты Московской области Мария Большакова.
Хабаровские инженерные классы — далеко не единственный в России пример такого рода и еще одно доказательство: игроки рынка недвижимости признали, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Если раньше компании в основном принимали участие в подготовке для себя студентов вузов и даже открывали для этого собственные кафедры, то теперь в зоне их самого пристального внимания — школы и колледжи. Причем, как подчеркивает руководитель технической службы компании «Технониколь» Валерия Лычиц, «многие компании сегодня активно работают с учащимися средних специальных заведений. В итоге студенты выпускных курсов если еще не устроены, то уже вполне четко представляют будущее место работы. А вот со школьниками все сложнее и интереснее».
С одной стороны, школьники живут в век абсолютной доступности информации, с другой стороны, в подростковом возрасте сталкиваются с серьезными барьерами на пути выбора будущей профессии.
«Неопределенность, непонимание того, как устроены многие вещи в промышленности, приводят к тому, что детям проще выбрать специальности, о которых громче и чаще говорят. Поэтому IT в представлении не нуждается, а вот кто такой инженер, проектировщик или технолог, мало кто понимает. Со школьниками не просто важно, с ними нужно работать, если мы хотим, чтобы в профессию приходили заряженные и вовлеченные специалисты. Заряжать их должен именно бизнес», — считает эксперт, объясняя, почему компания «Технониколь», которая раньше, как и многие, всего лишь приглашала школьников к себе на производство, в этом году решила построить работу по-новому.
«Школьники обладают одной сверхспособностью: если их заинтересовать какой-либо темой, они горы свернут, чтобы узнать все и даже больше. Но есть и сложность: заинтересовать ребят не так просто, скучная лекция про продукцию и рассказ про перспективы работы на заводе тут точно не годятся. В моем случае я сама вышла с инициативой: обратилась к своей знакомой, директору школы, и предложила себя в качестве ведущего. У меня был опыт работы с детьми, более того, несколько лет назад я даже разрабатывала учебные пособия для детей. Поэтому лайфхак: отправляйте в школы только специалистов, готовых говорить с детьми, находить к ним подходы. В этом уже скрыта половина успеха», — делится своими выводами Валерия Лычиц.
Вместе с отделом маркетинга была подготовлена тематика обучающих встреч «Дом, в котором мы живем», придуман околоигровой формат. Оказывается, даже про экструзионный пенополистирол можно рассказать весело, интересно и продемонстрировать наглядно. В этом году Валерия Лычиц работала с учениками начальной школы — с третьим классом, в планах на следующий год включить в программу серию выступлений, посвященных профессиям и примерам самореализации, а также лекции с акцентом на профориентацию: компания планирует работать со старшеклассниками, причем не только в Москве.
«Мы не говорили о своем опыте публично, но информация расходится, и сегодня мы получили заявку на лекцию от школ Казани и Санкт-Петербурга. В современном мире дети взрослеют рано, рано задумываются о будущем, в 12 лет многие уже начинают поиск направления. Но многие склонны романтизировать профессии. И бизнес в этом смысле помогает школьникам выстроить более реальную связь: наша задача — рассказать о возможностях, которые дает профессия, причем раскрыть обе стороны, включая скрытую», — уверена Валерия Лычиц.
Конечно, работа со школьниками — это, во-первых, дополнительная нагрузка, а во-вторых, не всегда очевидный бизнесу результат: гарантий-то, что вложения окупятся, никаких. В «Технониколи» думают иначе.
«Решая кадровые вопросы, бизнес уже давно работает с учебным заведениями, чаще всего это вузы или ссузы. А в школы почти никто не ходил, максимум приглашали ребят на производство. Но для того чтобы помочь детям с профессиональной ориентацией, зарядить их атмосферой, погрузить в профессию и заинтересовать, одних экскурсий мало. Есть устойчивый стереотип о том, что работать на заводе не престижно. Поэтому так важно детям показать, что такая работа дает стабильность, безопасность, хороший доход и возможности для раскрытия потенциала. Мы решили начать работу со школьниками в системном формате, к моменту окончания школы они смогут получить более широкое представление не только о том, где хотят учиться, но и где работать после окончания вуза или ссуза. Компания им будет хорошо знакома. Добавим сюда производственную практику в ходе обучения, и к моменту устройства на работу мы получим специалиста, которому потребуется меньше времени на адаптацию», – поделился операционный директор направления «Полимерная изоляция» компании «Технониколь» Дмитрий Рындин.