Раздел «Транспорт в деталях» содержит собственные информационные продукты ГТЛК: тематические дайджесты рынка и регулярную аналитику транспортного комплекса РФ.
Представленные исследования основаны на информации и данных, содержащихся в открытых источниках, СМИ, а также маркетинговых исследованиях, могут включать собственную экспертную оценку и аналитические выводы ГТЛК, а также аналитических агентств и других компаний.
Некоторые заявления в данном тексте могут содержать предположения или прогнозы в отношении предстоящих или ожидаемых событий на рынках.
ГТЛК предупреждает, что эти прогнозы являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут существенно отличаться от заявленных.
Транспорт в деталях. Пассажирский водный транспорт
Пассажирский водный транспорт является важной составной частью транспортной системы России. У нашей страны самая большая протяженность внутренних водных путей в мире – 102 тыс. км, что в 2,5 раза превышает длину экватора. Несмотря на огромную сеть водных артерий, пригодных для судоходства, пассажирские перевозки по воде в России длительное время снижались. Изменить тренд удалось только в последние годы благодаря мерам государственной поддержки.
Технически устаревший и физически изношенный флот постепенно уходит в прошлое – российские верфи спускают на воду одно за другим современные суда отечественного производства. Высокими темпами растет спрос на перевозки пассажиров по рекам, открываются новые маршруты, развивается причальная инфраструктура. Потребность в новых пассажирских судах в ближайшие 7 лет может составить не менее 45 единиц в год.
С 2016 года все меньше пассажиров пользовалось водным транспортом. Морские суда, в частности, не выдержали конкуренцию с более развитыми альтернативными видами транспорта, увеличению числа пассажиров также препятствовали высокая стоимость билетов и устаревший флот.
В 2022 году на фоне закрытия пассажирских перевозок в страны ЕС, отказа зарубежных круизных компаний от посещения российских портов в Черном и Балтийском морях, закрытия для гражданского судоходства некоторых районов Азовского и Черного моря пассажиропоток упал на 24%, отрицательная динамика сохранилась и в 2023 году. Для изменения ситуации Росморречфлот активно развивает инфраструктуру – строятся морские пассажирские терминалы в Калининградской области, Черноморском регионе и на Дальнем Востоке.
Более позитивная ситуация сложилась в сегменте перевозок внутренним водным транспортом. Оттолкнувшись от нижней точки в пандемию, с 2021 года началось постепенное восстановление пассажиропотока. Прежде всего, благодаря развитию речной пассажирской инфраструктуры, открытию новых туристических маршрутов, активному применению скоростных судов на Волге, круглогодичным речным маршрутам электросудов в Москве.
По итогам 2023 года более 45% пассажирских перевозок пришлось на маршруты единой глубоководной системы (ЕГС) европейской части России. В рамках ЕГС лидерами по объему пассажиров стали Волжский, Московский и Волго-Балтийский бассейны. Значительный объем перевозок осуществляется также в Обь-Иртышском бассейне (28%), затем идут Северо-Двинский (10,2%) и Амурский бассейны (7,5%).1
С учетом текущей динамики, бурного развития внутреннего туризма, улучшения инфраструктуры на основных маршрутах, а также хороших темпов обновления пассажирского флота рост пассажирских речных перевозок в РФ в 2024 году ускорится до 17% и составит 12,4 млн человек. В случае реализации этого сценария, будет достигнуто лучшее значение за последние 6 лет, а также превышен показатель (12,1 млн человек), установленный Транспортной стратегией РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года.
По состоянию на конец 2023 года в России эксплуатировалось около 1,6 тыс. крупных и средних речных пассажирских судов и 126 морских судов.2 Многие из них нуждаются в замене по «выслуге лет».
Средний возраст пассажирских речных судов составил почти 40 лет в 2023 году. Наиболее старые – круизные суда, их средний возраст – за 50 лет. В целом более 65% пассажирского речного флота России превышает нормативные сроки эксплуатации.
Средний возраст пассажирского морского флота России к концу 2023 года достиг 27 лет, при этом более 40% всех эксплуатируемых судов – в коридоре от 28 до 40 лет.
В структуре пассажирского флота внутреннего водного транспорта 86% приходится на линейные суда, в том числе экскурсионно-прогулочные, и по 7% – на круизные суда и паромы.
Среди находящихся в эксплуатации речных судов самыми распространенными остаются теплоходы типа «Москва» – 206 судов, «Москвич» (серии М, С, Т, ПТ) – 109 судов, теплоходы типа «ОМ» – 94, «МО» – 67 судов. Возраст эксплуатации всех этих типов судов превышает 40 лет.
В структуре морского пассажирского флота 77% составляют линейные суда и 23% – пассажирские и грузопассажирские паромы. Морские пассажирские суда ходят преимущественно под российский флагом. В то же время значимая доля перевозок с соседними странами в Каспийском и Черноморском бассейнах приходится на суда под иностранными флагами. На конец 2023 года в состав российского морского флота не входят крупные круизные лайнеры.
За последние 20 лет объем списанного пассажирского флота составил 60 морских и 373 речных судов, при этом было введено в эксплуатацию (включено в Российский Речной и Морской Регистры, в т.ч. б/у) 47 морских и 485 речных судов.
Пассажирский флот в основном пополнялся за счет новых теплоходов для прогулочных рейсов в черте города и малых пассажирских судов.
В 2022 году российскими верфями было сдано 11 ед. пассажирских и грузопассажирских судов, из них 4 ед. водоизмещением более 100 тонн.
В 2023 году российские верфи выпустили рекордное за последние несколько лет количество пассажирских судов – 33 ед., превзойдя на 22 судна показатель 2022 года. Большая часть из построенных судов (29 ед.) была водоизмещением более 50 тонн.
На июнь 2024 года на российских верфях законтрактовано более 90 ед. пассажирских судов суммарным водоизмещением более 35 тыс. тонн.
В ближайшие 7 лет могут быть списаны более 400 судов, возраст которых к 2030 году превысит 62 года. С учетом ожидаемого роста пассажирских перевозок внутренним водным транспортом потребность в новом пассажирском флоте в 2024–2030 гг. составит по базовому сценарию 426 судов с пассажировместимостью от 120 человек.
По оптимистичному сценарию объем списанных в 2024–2030 гг. судов составит 819 ед. (все суда, преодолевшие порог в 46 лет к 2030 году), а закупки новых пассажирских судов превысят 800 ед.
Одними из наиболее востребованных плавсредств в России могут стать суда на подводных крыльях, на которые также есть спрос со стороны иностранных судовладельцев. Например, из стран Юго-Восточной Азии, где подобные суда идеально подходят для пассажирского сообщения.
Санкционные ограничения, введенные в 2022 году, негативно повлияли на сегмент российского судостроения из-за его частичной зависимости от зарубежных комплектующих. Это привело к сдвигу сроков строительства водного транспорта в 2022–2023 гг. К концу 2023 года большая часть необходимого судового оборудования уже производилась в России и в дружественных странах.
В числе других неблагоприятных факторов можно отметить небольшую загрузку судостроительных и судоремонтных мощностей гражданской продукцией, а также невысокую серийность строительства судов, которая ограничивает возможности для окупаемости инвестиций.
На примере самого успешного российского проекта – сухогруза RSD59 – хорошо видна экономическая эффективность серийного производства. Выход на серийность позволяет сократить срок строительства судна в 2,5–3 раза, стоимость строительства – на 10–20%, а также гарантирует спрос на российские материалы и судовое комплектующее оборудование.
Наращиванию массового производства судов и загрузке судостроительных мощностей напрямую способствуют меры господдержки отрасли.
По поручению президента и под эгидой Минпромторга России ГТЛК разработала новую программу льготного лизинга водного транспорта, которая предусматривает строительство более 320 пассажирских судов разного класса до 2035 года. Предварительный объем финансирования новой программы с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) составит более 200 млрд рублей.
Компания успешно реализует лизинговые программы с госфинансированием в сегменте водного транспорта с 2018 года. За это время ГТЛК передала судоходным компаниям на условиях льготного лизинга 18 новых отечественных пассажирских судов, в том числе уникальный теплоход «Чайка СПГ», работающий на сжиженном природном газе, и электроходы «Экобас».
Кроме того, с 2023 года ГТЛК реализует масштабный инвеcтпроект по поставке в лизинг гражданских водных судов с использованием средств ФНБ, разработанный совместно с Минтрансом и Минпромторгом России. Проект предполагает поставку в лизинг 260 судов, в том числе 73 пассажирских. Средневзвешенная ставка на всем сроке договора (как правило 25 лет) на пассажирские суда составит всего 2,93%. Инвестпроект позволяет судоходным компаниям обновлять флот в условиях длительных сроков окупаемости судов, высокой капиталоемкости и недостатка финансовых ресурсов у перевозчиков. На отечественных верфях по программе строятся совершенно новые типы судов, разработанные в России, например, экологичные электросуда для речных перевозок.
1 По данным агентства «Инфолайн»
2 Для целей обзора рассматриваются средние и крупные пассажирские суда, зарегистрированные в РРР и РМРС, пассажировместимостью преимущественно более 20 человек. Информация по маломерным судам в обзор не включалась