Проходят столетия, но несколько страниц из летописи провинциального городка Калинова в изложении Александра Островского продолжают волновать умы и сердца, вновь и вновь обращаются к драме постановщики, стремясь открыть неведомые смыслы. Вот и в Донецкой муздраме в конце июня при поддержке Президентского фонда культурных инициатив представили зрителям свою «Грозу».

На пресс-конференции, которая состоялась накануне, о значимости материала, особенностях постановки рассказали: генеральный директор – художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Украины Наталья Волкова, режиссёр, заслуженный деятель искусств Украины Василий Маслий, главный хормейстер театра, заслуженный деятель искусств Украины Татьяна Пащук, и.о. Министра образования и науки ДНР Ольга Колударова, директор Департамента культуры Администрации городского округа Донецка Алёна Элиосидзе.

Одной из основных своих задач создатели спектакля неоднократно называли привлечение молодежи, возрастной ценз постановки указан 12+. И, наблюдая за реакцией зрительного зала, можно однозначно сказать: эта задача решена на отлично.

Василий Маслий не стал искусственно осовременивать историю 19 века. На сцене звучит текст Островского, актёры – в костюмах образца той эпохи (художник по костюмам Ольга Кузнецова). Однако зритель оказывается настолько погружен в атмосферу происходящего, что через несколько мгновений от начала действия некоторая архаика речевых оборотов абсолютно нивелируется. В чем здесь причина? Наверное, их несколько.

Драматург рассказывает о живых взаимоотношениях внутри семьи, они не теряют актуальности спустя века, образы, как и ситуации, в которых оказываются герои, узнаваемы нами также, как были узнаваемы современниками писателя. Стоит на Волге городок Калинов. Сколько стоит – никому не ведомо, никто года не считает, там родились, там и умрут, как отцы и деды их. Потому что порядок такой. Живут вроде семьями, а каждый сам за себя, говорят, а других не слышат. Потому что своими страстями одержимы. Начало всех страстей – эгоизм. Василий Маслий соглашается с литературоведом Виталием Капланом, который назвал «Грозу» «детским адом», где каждый, словно ребенок, думает лишь о своих желаниях, где нет места мыслям о внутреннем мире других людей. Исключение здесь, пожалуй, Кулигин в исполнении народного артиста ДНР Владимира Швеца. Он сочувствует окружающим, его мечты направлены на благо общества. Но и у механика-самоучки не хватает решимости вырваться из «тёмного царства», последовав примеру своего кумира Ломоносова. Так и остаётся он неким городским дурачком в глазах калиновцев.

Катерина, которую воплотила на донецкой сцене Елена Чиканчи – натура ранимая, поэтичная, до глубины души принимающая всё происходящее. Но не менее эгоистичная, чем остальные члены общества. В её иллюзорном мире Тихон (артист Евгений Попов) проигрывает Борису (артист Андрей Кочедыков). И влюбляется она не в человека, а в созданный образ. Поскольку хоть одеждой и манерами племянник Дикого отличался от окружающих, на этом его незаурядность и заканчивалась.

Заслуженная артистка РФ и ДНР Мария Марченко в роли Кабановой – не какой-то тиран и деспот. Можно только предполагать, как нелегко было ей одной поднять сына и дочь. Да, гиперопека дала совсем не тот результат, которого она хотела. Женщина умная, она наверняка это понимает, но продолжает играть по правилам жизни Калинова. По крайней мере внешне, на людях, она ни за что не покажет, как болен ей побег дочери, гибель невестки.

Говоря об актёрском ансамбле, стоит отметить оба состава. Интересно психологически решены образы Варвары (актрисы Мария Молодова и Алиса Суворова) и Феклуши (заслуженная артистка ДНР Елена Мартынова и актриса Елена Перелыгина), ярким, привлекающим внимание стал Кудряш (артист Константин Банников), вспыльчивым, но рассудительным показан Дикой (артист Михаил Бовдуй). Народная артистка ДНР Алла Ульянова смогла сделать запоминающейся эпизодическую роль Барыни, а Анна Афанасьева и Лена Комарь убедительно сыграли Глашу. Также в драме заняты актёры драмы Александр Васин и Дмитрий Зуев, вокалисты, артисты оркестра и балета.

«Актёры сроднились с персонажами, каждому веришь, каждому сопереживаешь. Получился очень сильный спектакль, удерживающий внимание зрителей от начала до конца», – сказала генеральный директор – художественный руководитель театра Наталья Волкова.

Чем еще запомнилась «Гроза» в МДТ имени М.М. Бровуна? Особой музыкальностью и пластикой. Хочется отметить работу главного хормейстера, Татьяны Пащук и главного балетмейстера Зои Маслий. Здесь речь не только о вокальных и музыкальных номерах, а скорее об их гармоничной встроенности в сюжет, привнесении дополнительной поэтичности действу.

Постановка донецкого театра задумана и реализована как классическая драматургия. Но что касается сценографии – здесь был синтез и ручной работы при расписывании задника, и применение самых современных технологий. Например, благодаря лазерному 3D проектору зрители могут увидеть наступающее грозовое облако и ощутить запах дождя. Художник-постановщик, заслуженный работник культуры ДНР Руслан Фадиенко в процессе работы над спектаклем уделял внимание деталям и контролировал процесс создания оформления на всех этапах.

«Гроза» прошла. Изменилась ли дальнейшая жизнь персонажей Островского после описанных событий – неизвестно. А вот то, что в жизни и в репертуаре Донецкой муздрамы появилось ещё одно глубокое произведение, заставляющее зрителей сопереживать и задумываться – это факт. Театр – с премьерой!

12+

Реклама. ООО «НПП ИНТЕХМЕДИА»