Реставраторам, архитекторам и чиновникам необходимо с пониманием относиться к нуждам застройщиков, когда дело касается археологических территорий. Об этом заявил председатель Комитета по административным процедурам в строительстве, зампред Экспертного совета Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере Леонид Бандорин в ходе выступления на парламентских слушаниях Комитета Госдумы по культуре на тему: «О совершенствовании законодательного регулирования в сфере сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
По его словам, застройщики сегодня находятся «как в клетке».
«С одной стороны земельного участка санитарно-защитная зона, с другой – зона охраны магистрального нефтепровода, сверху – зона приаэродромной территории, а снизу – возможные объекты археологического наследия, которые могут оказаться практически в любом месте. Поэтому прошу всех собравшихся с пониманием относится к нуждам застройщиков», — сказал Леонид Бандорин.
Он отметил, что в этой связи очень важна прозрачность правил регулирования археологических работ, так же, как это предусмотрено законодательством применительно к зонам с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).
«Зоны археологического наследия не входят в ЗОУИТ. Поэтому необходимо определить статус таких территорий с точки зрения правовой природы: либо это ЗОУИТ, либо, например, это аналог зоны согласования архитектурно-градостроительного облика в правилах землепользования и застройки», — пояснил зампред Экспертного совета НОСТРОЙ.
Леонид Бандорин добавил, что нацобъединение разделяет мнение по тем тезисам, которые высказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов об избыточности требований в сфере сохранения памятников и о сокращении административных барьеров для проведения небольших работ, не затрагивающих предмет охраны и не меняющих облик здания. Также НОСТРОЙ поддерживает позицию зампреда комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Светланы Разворотневой о необходимости перехода на «реестровую модель» аттестации специалистов, осуществляющих полевые археологические работы, о наведении порядка в выдаче «открытых листов» и о проведении государственной историко-культурной экспертизы не частными экспертами, а сотрудниками подведомственных органам государственной власти учреждений.
Особое внимание Леонид Бандорин уделил тому, что законодательство о градостроительной деятельности и законодательство об охране ОКН — это предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому регионы обязательно должны участвовать в установлении археологических территорий. «Даже с позиции формальной логики невозможно объяснить, почему установлением археологических территорий занимается исключительно федеральный уровень, а зоны охраны ОКН, которые влекут ограничения землепользования, находятся, в том числе, в компетенции субъектов РФ», — пояснил он.
Кроме того, концентрация полномочий только на федеральном уровне не позволяет вести учет экономических, территориальных и иных особенностей регионов.
«Вне сомнений, для территорий в Москве и Республике Саха (Якутия) не могут быть применены единые правила установления археологических территорий», — привел пример Леонид Бандорин.
В этой связи НОСТРОЙ предлагает, чтобы Правительство РФ определяло критерии определения территорий, а органы государственной власти субъектов устанавливали порядок утверждения границ и проводили само археологическое зонирование.
В заключение выступления Леонид Бандорин напомнил о постановлении правительства №2418 «Об особенностях порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ
по использованию лесов и иных работ», которое сегодня позволяет не проводить археологическую разведку в некоторых случаях.
«К сожалению, этот документ пока практически не используется. НОСТРОЙ готов участвовать в процессе подготовки консолидированного разъяснения по применению этого постановления», — отметил он.