2024 год – знаковый для Национального объединения строителей, в ноябре ему исполняется 15 лет. За эти годы НОСТРОЙ трансформировался из отраслевого объединения строительных саморегулируемых организаций (СРО) в ключевое звено управления и развития строительной отрасли. О том, что такое НОСТРОЙ сегодня и какие задачи он решает в эти дни, наша беседа с президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым:
– Антон Николаевич, в этом году Национальному объединению строителей исполняется 15 лет – большой путь, и очень много сделано. Как бы вы ответили на вопрос, что такое НОСТРОЙ сегодня?
– НОСТРОЙ сегодня – это площадка, которая сплотила интересы бизнеса, площадка, где бизнес находится в реальной коммуникации с исполнительной властью при принятии очень смелых, но в то же время очень нужных для бизнеса решений.
– Какие главные задачи НОСТРОЙ ставил перед собой в 2023 году, и как они в итоге реализованы? Ведь ситуация меняется очень быстро, и то, что было важно вчера, оказывается совсем не важным сегодня…
– Исходя из тезиса, что НОСТРОЙ – это не объединение СРО, а объединение подрядных организаций, нас очень интересуют вопросы, связанные с функционированием строительного комплекса. Рекордный ввод жилья в 2023 году появился не на пустом месте. Да, безусловно, это произошло благодаря льготной и семейной ипотеке и прочим программам. Но к таким мерам поддержки и спросу строительный комплекс должен был быть готов. Тому, что стройкомплекс окреп и встал на ноги, предшествовал целый набор работ. Причем результат – это, действительно, совместная работа, которую провели Правительство Российской Федерации, Минстрой России и НОСТРОЙ.
Первое, о чем нужно сказать, это сокращение административного цикла – колоссальная работа, к которой на протяжении долгого времени боялись подходить все. Строительство – отрасль консервативная, поэтому любые изменения для нее равны потрясениям. Для бизнеса перемены, даже позитивные – это изменение существующего уклада, которое не всегда укладывается в канву его деятельности. Так что, с одной стороны, бизнес не очень настаивал на такой реформе. С другой стороны, чиновники понимали, что это вызовет конфликт интересов, потому что любые сокращения административных процедур лишают кого-то статуса, возможностей, официальных доходов. Так что они тоже не особо торопились. Но в результате совместной деятельности удалось поднять огромный пласт работ, который определенно влияет на сроки строительства.
Второе направление работы, которую ведет НОСТРОЙ и экспертная группа по регуляторной гильотине, – это снижение количества обязательных требований в строительстве. Да, пока, к сожалению, механизм не заработал на полную мощность – из 11 000 требований осталось меньше 400, но для многих проектных и строительных организаций схема работы не поменялась. Это в бо́льшей степени коснулось гигантов рынка, которые раньше были вынуждены постоянно получать на свои решения специальные технические условия, а сейчас им этого делать не нужно, достаточно обосновать решения инженерным образом. Остальные работали и работают по СП и ГОСТам. Так что мы должны объяснить бизнесу, как можно пользоваться сокращением требований с точки зрения получения финансовой выгоды. Важно понять, что эти изменения дают бизнесу возможность вариативности решений с учетом технологических укладов, региональных особенностей, рынка строительных материалов в регионе, оптимизации проектных решений – а это напрямую влияет на экономику строительства. Бо́льшая часть руководителей сегодня, к сожалению, не просто не думает – даже не догадывается, что такая возможность есть. Поэтому первый шаг сделан, он очевиден, но пока потенциал изменений полностью еще не раскрыт.
Третий блок, к которому я чувствую персональную причастность, – это реформа системы ценообразования. Первый результат уже налицо – мы общими усилиями привели практически во всех субъектах Российской Федерации расчетную заработную плату к фактической, когда начали брать заработную плату не из статистики, а выгружать из системы 1С подрядных организаций, входящих в СРО. И если посмотреть прирост заработной платы с 1 января 2023 года к 1 января 2024 года, то получим порядка 18% за год – такого не было никогда. Мы ставили перед собой такую задачу – и мы ее решили.
Следующий этап – это реальный переход отрасли на ресурсно-индексный метод ценообразования (РИМ). Реформа идет, все регионы перешли на РИМ, и теоретически можно индексировать стоимость строительства на основании расчета индекса-дефлятора ежегодно на оставшуюся часть контракта. Но здесь возникает вопрос с ФГИС ЦС, которая пока крайне слабо наполнена ценами на строительные ресурсы. И на 2024 год НОСТРОЙ ставит перед собой задачу разобраться с наполнением ФГИС ЦС, потому что до сих пор цель, ради которой все это задумывалось, – стабильное получение объективной информации о стоимости ресурсов – в большей части регионов не достигнута.
Более того, мы взяли проект повторного применения в Красноярском крае, пересчитали его в соответствии с РИМ и… получили минус 4% от предыдущей цены. Сейчас хотим в этом разобраться и понять, в чем проблема, потому что падение стоимости строительных материалов мы не наблюдаем. В 2023 году в среднем цена на стройматериалы увеличилась на 10%. Весьма существенно выросло все, что связано с изделиями ЖБИ – на 20-25% из-за удорожания цемента и щебня, цены на которые стали больше чем на 20%. А лидерами этого процесса остаются металлурги: листовая сталь в цене выросла на 24%, арматура – на 35% за год. То есть цены на основные ресурсы растут, а РИМ дает нам удешевление проекта. Будем разбираться.
Не стоит надеяться, что цены на стройматериалы будут регулироваться административными мерами – это рыночные отношения. Нужно формировать условия, чтобы обеспечить максимальную прозрачность и высокую конкуренцию на рынке. Конкуренция достигается двумя способами: увеличение объема производства и наличие современных методов приобретения продукции, механизмов, которые аналогично Яндекс-такси позволят быстро, дешево и доступно закупить строительные материалы. Это обеспечит двойной выигрыш как для потребителя, так и для производителя. Для потребителя – удобство доставки и цены, для производителя – увеличение объемов продаж за счет открытия нового рынка.
– А разве не такой механизм НОСТРОЙ собирался закладывать в Национальный реестр добросовестных производителей?
– В рамках Национального реестра добросовестных производителей (НРДС) это уже полностью реализовано. Весь 2023 год мы посвятили трансформации Каталога импортозамещения в Реестр добросовестных производителей, задача 2024 года – максимально наполнить Реестр необходимой информацией, чтобы он правильно заработал. Строительные ресурсы в стране есть – но разбалансированная система, неудобная логистика, отсутствие достоверной информации негативно влияют как на потребителя, так и на производителя. Поэтому ставим цель, чтобы к концу 2024 года каждый потребитель знал НРДС и понимал, что им пользоваться так же удобно и просто, как и другими ресурсами. Задача очень непростая, ни одной отрасли это пока не удалось. Но мы оптимистично на это смотрим, потому что есть успешный пример Каталога импортозамещения – аналога ему ни у кого из коллег сделать не получилось, хотя попытки предпринимали многие.
– Вопрос в том, как донести «в массы» информацию о Реестре и его возможностях?
– Нужно выходить за пределы нашей аудитории и ориентироваться на более широкий круг участников. Будем делать это двумя путями. С одной стороны, у нас через СРО есть прямой доступ к десяткам тысяч строительных компаний, а с другой стороны, благодаря поддержке Минстроя России мы сможем продвигать Реестр через органы исполнительной власти регионов. При этом региональная власть поможет с наполнением Реестра региональными поставщиками и производителями, а СРО будут информировать потребителей о возможностях Реестра.
Благодаря этой работе у НОСТРОЙ появилась уверенность, что с учетом нашего опыта мы можем действовать вполне самостоятельно, не встраиваясь в другие продукты и программы.
В адрес НОСТРОЙ часто звучит критика, что Нацобъединение выступает как лоббист. Но я считаю, что быть лоббистами интересов отрасли – это наша основная задача, иначе зачем мы нужны? И на каждом этапе место системы саморегулирования теперь четко определено. Если раньше кому-то было непонятно, зачем нужна система саморегулирования, то, к примеру, то же наполнение ФГИС ЦС, когда мы привлекаем к работе и сбору информации наши СРО, влияя и на уровень зарплат в отрасли, показало, что СРО – это ключевой элемент обратной связи внутри отрасли, НОСТРОЙ и органами власти.
В прошлом году НОСТРОЙ и его члены – СРО - начали погружаться в сами строительные процессы. По инициативе Государственной Думы мы организовали новую для нас деятельность – мониторинг за созданием объектов социальной инфраструктуры. Это серьезная проблема, потому что жилье строится опережающими темпами, а социальная инфраструктура за ним не успевает. И, чтобы не было провала по строящимся объектам, по инициативе председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова мы собрали воедино всю информацию о школах, в которых ведется капремонт или строительство, и закрепили их за СРО, чьи члены работают на этих объектах. Кстати, в ходе работы выяснилось, что есть подрядные организации, которые строили объекты социальной инфраструктуры со стоимостью больше миллиарда рублей, не являясь членами СРО, – вопрос, куда смотрели заказчики?
Таким образом, НОСТРОЙ становится полноценным элементом достоверной проверенной обратной связи, которая позволяет быстро донастраивать экономику стройки так, чтобы было выгодно бизнесу, и он выполнял взятые на себя обязательства перед органами публичной власти.
– Главное, чтобы на стройке было кому работать, потому что мы подошли к очень горячей точке – кадрам…
– Да, вопрос кадрового обеспечения строительной отрасли – это проблема, которую, к сожалению, не удалось решить в течение 2023 года, хотя многое сделано в этом направлении.
Начну с высшего образования. Здесь немного проще, потому что есть Ассоциация строительных вузов, и мы очень плотно работаем с регионами. Например, у НОСТРОЙ появилась профильная кафедра в Новосибирском инженерно-строительном институте. Это новый подход к подбору и подготовке молодых специалистов, который состоит в том, что отбираются лучшие студенты магистратуры с высоким средним баллом и их обучение дополняется по инициативе НОСТРОЙ несколькими образовательными программами. Кроме того, мы договорились с представителями бизнеса через систему СРО о персональных стипендиях для лучших студентов. В первом наборе учатся 18 человек, для которых будет выделено три именные стипендии. Но самое главное, что этим выпускникам мы гарантируем трудоустройство среди подрядных организаций региона на заработную плату не менее 100 тысяч рублей.
Я предложил нашим СРО распространить этот эксперимент на все регионы России. Да, у нас всего 7 строительных вузов, но политехнических вузов огромное количество. Что мешает им по этой же схеме начать работать? Это не требует существенных затрат. Обеспечить студентов стипендиями можно как за счет СРО, так и за счет работодателей. О том, что в таких выпускниках заинтересован работодатель – нет сомнения, потому что это лучшие выпускники вуза. Поэтому здесь есть прогресс, он очевиден и уже дает плоды.
– Но на стройке гораздо больше нужны рабочие, нежели инженеры…
– Вот именно. И ситуация и с рабочими кадрами, и со средним профессиональным образованием совсем не такая, как хотелось бы. Первая проблема стратегическая и очень глубокая. Ежегодно колледжи выпускают около 48 тысяч студентов, из них через три года в строительных компаниях работают только 9 тысяч, то есть 20%. 4/5 подготовленных молодых специалистов не работают по специальности. Причин тому много, но эту цифру нужно менять радикально, иначе ничего хорошего не выйдет.
Первое – это зарплата. Но рынок будет делать свое дело, и работодатель будет рублем переманивать специалистов по мере необходимости. Здесь стимулировать никого не нужно, лишь бы мы успевали адаптировать все, что связано с бюджетной стройкой, к фактическому увеличению заработной платы.
Но еще должна быть вера в отрасль и романтика. Вот, например, в конце прошлого года по инициативе нашего коллеги – президента Ассоциации «Безопасность и качество» Александра Халимовского стартовал цикл короткометражных фильмов на тему безопасной работы, в том числе и на стройке. Когда я соглашался участвовать в этом проекте, сначала сильно сомневался – как это будет воспринято. Но эта форма всколыхнула интерес к самому вопросу безопасности работ и к самой строительной отрасли. Я думаю, что такие проекты очень нужны стройке, формируют правильное отношение к профессии.
Если говорить об иностранной рабочей силе, то обойтись без нее при нынешних объемах работ стройка, увы, не может. Но необходимо менять подходы. Первое – отказываться от стихийного рынка. Время, когда мы качество компенсировали количеством, прошло. Предложение иностранной рабочей силы сокращается, потому что два наших основных поставщика – Узбекистан и Таджикистан – сами стали активно развиваться. Кроме того, для них появились новые рынки приложения труда – Ближний Восток, который местами более привлекателен, чем Россия. Поэтому мы должны бороться за рабочую силу, чтобы те, кто к нам приезжает, уже обладали хотя бы минимальным уровнем квалификации. И, конечно же, находить новые рынки рабочей силы.
– Неужели российских строителей осталось настолько мало?
– Их реально мало. Российские строители более квалифицированные с точки зрения производительности, охраны труда, трудовой дисциплины. Но их физически не хватает. Например, на таком ресурсе как HeadHunter за год количество вакансий по строительным специальностям увеличилось на 31%, и по-прежнему больше всего нужны каменщики, бетонщики, арматурщики. Поэтому очевидно, что исключительно подготовкой своих кадров мы не справимся. Есть и еще один негативный момент – мы имеем дополнительно каждый год 9 тысяч новых строителей со средним специальным образованием, но одновременно 12-15 тысяч работников уходят из отрасли в силу возраста, то есть мы даже не восстанавливаем кадровый баланс.
Есть единственный ключевой фактор, который может нам помочь – это рост производительности труда, включая повышение квалификации работников, их оптимальные знания и навыки. Сейчас в бо́льшей степени люди, которые называют себя рабочими кадрами, не обладают никакой квалификацией, не обучались по специальности, и это очень негативно сказывается на выработке, на заработной плате и, как следствие, на привлекательности отрасли в целом. Проблема многопрофильная, и решить ее в одиночку не сможет ни бизнес, ни власть – только вместе. Если по всем остальным задачам есть четкое понимание и планы, что и где нужно сделать, то с кадрами острота проблемы понятна, а универсального рецепта, как по всем остальным направлениям, пока нет. Но будем решать и эту задачу.