Лизинговый портфель группы компаний ВТБ Лизинг увеличился на 50% и по итогам года достиг 953 млрд руб. Объем нового бизнеса вырос в два раза по сравнению с 2022 годом – до 419 млрд руб. В 2023 году ВТБ Лизинг заключил более 46 тыс. новых договоров с клиентами, что почти в два раза превышает прошлогодний показатель.
Наиболее интенсивный рост нового бизнеса произошел в автолизинге – в сегментах грузового транспорта (+138%), спецтехники (+96%) и легковых автомобилей (+86%). Такой рост обусловлен увеличением объемов поддержки российских компаний, занятых в стратегически важных для экономики и общества сферах: логистике, строительстве, ритейле, коммунальном обслуживании и инфраструктурных проектах.
В корпоративном сегменте основная доля портфеля ВТБ Лизинг в 2023 году пришлась на железнодорожный транспорт. Объем нового бизнеса в этом сегменте вырос на 39% и составил 116 млрд руб. Самой востребованной у российских грузоперевозчиков техникой стали полувагоны, цистерны, хопперы, платформы, крытые вагоны. Кроме того, из значимых отраслей в 2023 году компания также заключила сделки по лизингу водного транспорта на 53 млрд руб., а также продолжала оказывать услуги финансовой и операционной аренды нефтегазового оборудования и ИТ и телеком-оборудования совокупно более чем на 4 млрд. руб.
«Прошедший год стал рекордным для команды ВТБ Лизинг с точки зрения объема нового бизнеса, количества заключенных сделок и реализованных предметов лизинга, а объем полученных за год лизинговых и арендных платежей от клиентов превысил 321 млрд руб. Наиболее значимые результаты показал автолизинг. Он вырос вдвое по сравнению с прошлым годом, а только за 4 квартал мы заключили 17 тыс. новых договоров в этом сегменте. По нашим ожиданиям, в 2024 году автолизинг останется значимым драйвером рынка, поскольку сохраняется потребность в обновлении автопарков компаний. Но расти сегмент может не так динамично, как в 2023 году, из-за возросшей стоимости финансовых ресурсов и уменьшения влияния отложенного спроса», — отметил генеральный директор ГК ВТБ Лизинг Антон Мусатов.
За прошлый год компания передала клиентам по программе льготного лизинга более 4 тыс. машин на сумму свыше 10 млрд руб. Благодаря субсидии клиентам удалось сэкономить порядка 1 млрд руб. Самыми популярными марками при этом стали LADA и GAZ.
В большинстве регионов объем нового бизнеса ВТБ Лизинг вырос в 2 раза и более. Так, в Приволжском федеральном округе он достиг 40 млрд руб., в Южном – 31 млрд руб., в Сибирском – 29 млрд руб., в Дальневосточном – 10 млрд руб., в Северо-Кавказском – 9 млрд руб. Основным драйвером стала поддержка масштабных проектов клиентов по организации грузоперевозок, разработке месторождений и выполнению дорожно-строительных работ. Лидерами продаж в сегменте грузовой техники стали Kamaz, Sitrak, Shacman и FAW, на которые пришлось более 60% реализованного ВТБ Лизинг грузового автотранспорта. В сегменте LCV самыми востребованными стали GAZ (доля марки от общего объема продаж в сегменте LCV составила 45%), Sollers и UAZ. А выбирая легковые автомобили, российские предприниматели отдали предпочтение LADA (доля марки от общего объема продаж в сегменте легкового транспорта – 25%), CHERY и GEELY.