Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения больше не оказывают заметного влияния на проведение бизнес-мероприятий. Как отмечают эксперты Фонда Росконгресс в материале «Экономика России и конгрессно-выставочная деятельность. Итоги года», глобальный рынок этой индустрии продолжает восстанавливаться. Количество участников мероприятий уже в 2024 году вернется в ряде стран к допандемийным показателям или превысит их. Бюджеты на проведение конгрессов, выставок и других событий будут расти. Накопленный за время пандемии опыт виртуальных мероприятий и технологий будет использоваться и дальше.
Глобальная выручка отрасли за 2022 год по данным Всемирной ассоциации делового туризма (GBTA) увеличилась на 47% и превысила 1,03 трлн долл. В 2023 году, как ожидается, объем этого сектора достигнет 1,36 трлн долларов или 0,97% мирового ВВП. Объем глобального рынка деловых мероприятий за ближайшие пять лет вырастет на 400 млрд долларов и достигнет 1,78 трлн долларов.
В России сфера делового туризма и, в частности, конгрессно-выставочная отрасль проходит период трансформации. Несмотря на снижение общего ВВП РФ на 2,1% в 2022 году, выручка в отрасли за это же время увеличилась на 8% и достигла 197,5 млрд руб. Конгрессно-выставочная индустрия вносит совокупный вклад в российский ВВП в размере 2%.
Однако сектор остается географически консолидированным с экономической точки зрения. Москва и Московская область занимают 79% рынка с выручкой 156,5 млрд рублей (-8% к 2019 году) в 2022 году. Тем не менее, тренд на поддержку регионов, развитие их конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках дал закономерный результат: прирост выручки в 2022 году относительно 2021 года в 10 регионах, следующих за Московской агломерацией, составил 14%. Среди территорий-лидеров можно выделить Свердловскую область, где за этот период стало проводиться вдвое больше крупных мероприятий.
С учетом трансформации сектора в России, главным сегментом его роста станут внутренние мероприятия. С развитием национального рынка конгрессно-выставочной отрасли и повышения на нем конкуренции будет возрастать важность уникального конкурентного предложения конкретного региона, сила его регионального бренда. Дополнительное преимущество получат регионы с развитой транспортной инфраструктурой. Реализация потенциала конгрессно-выставочной деятельности приблизит её долю в ВВП страны к 4%, что соответствует весу этой сферы, например, в экономиках Китая или США. Полный текст аналитического обзора опубликован на сайте Фонда Росконгресс и в Дзен-канале Фонда Росконгресс.