Мировой автомобильный рынок в прошлом году впервые после COVID-19 превысил допандемийный уровень – обзор Фонда Росконгресс

Продемонстрировав уверенный рост в 2024 году, мировой автомобильный рынок впервые после COVID-19 превысил допандемийный уровень. Об этом говорится в аналитическом обзоре «Мировой автомобильный рынок: тренды, трансформация и тарифные войны», подготовленном экспертами Фонда Росконгресс.

По данным Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA), мировые продажи легковых автомобилей и легких коммерческих транспортных средств в 2024 году составили 78,5 млн единиц, что на 3% превышает показатели 2023 года и наконец превосходит допандемийный уровень. Прогноз немцев на 2025 год предусматривает дальнейший рост на 2%, до 80,4 млн автомобилей. По данным же Scotiabank, рубеж в 80 млн не будет преодолен в этом году, однако рынок в целом продолжает расти и восстанавливаться все последние 4 года.

Показатели выручки говорят о том, что в структуре глобального автомобильного рынка сохраняется относительная стабильность. Доминирование автомобильных концернов из Германии, Японии, США и Южной Кореи остается неизменным на протяжении последнего десятилетия. Первую десятку ведущих производителей по выручке замыкает китайская SAIC – она же единственная в этом рейтинге из Поднебесной.

В то же время SAIC в прошлом году увеличила выпуск легковых авто сразу на 42,4%, реализовав 3,80 млн единиц. А вот идущая на первом месте по объему производства Toyota Group продемонстрировала снижение объемов производства на 3,7%, до 10,82 млн легковых машин. Следующая за ней Volkswagen Group также показала отрицательную динамику – снижение на 1,3%, до 8,28 млн авто.

Компания Tesla, несмотря на ее лидерство в сегменте электромобилей, все еще не входит в десятку крупнейших автоконцернов ни по размеру выручки, ни по объемам производства. Вместе с тем сохранение моделью Y статуса самого продаваемого автомобиля в мире в 2024 году, превзошедшей по этому показателю Toyota Corolla, говорит о трансформации потребительских предпочтений и зрелости рынка электромобилей как массового продукта.

Место лидера в перспективном сегменте электромобилей перешло к BYD и другим производителям из КНР. Лицо транспорта с электродвигателями станет китайским быстрее, чем это произошло с традиционными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Для того чтобы занять долю 40% в производстве машин с ДВС, Китаю потребовалось почти четверть века и активная политика переноса к себе производств и технологий. В случае с электромобилями китайские наработки уже во многих случаях не хуже, чем американские или европейские, а технологии изготовления аккумуляторов, судя по их техническим характеристикам, сравнимы с японскими или южнокорейскими.

В обзоре также отмечается, что в ответ на торговые войны и геополитическую напряженность производители будут стремиться сократить зависимость от глобальных схем поставок путем создания полностью интегрированных производственных кластеров в ключевых регионах.

Полный текст аналитического обзора опубликован на сайте Фонда Росконгресс и в Дзен-канале Фонда Росконгресс.

Другие пресс-релизы