Совещание по развитию стройкомплекса Иркутской области с участием координатора НОСТРОЙ и НОПРИЗ по СФО Максима Федорченко, заместителя председателя Правительства Иркутской области Павла Писарева, министра строительства Иркутской области Александра Галкина и руководителей изыскательских, проектных и строительных СРО региона прошло 28 ноября.
Максим Федорченко отметил стабильность показателей работы проектно-строительного комплекса. Обнадеживают и выполнение планов, и задел по выданным градпланам и РНС. Менее стабильна ситуация с ценами на материалы, но мониторинг, осуществляемый Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ), и своевременные обращения по вопросам завышения цен в ФАС, в Минпромторг России дают результат – цены удается обуздать.
Спикер отметил, что решающим фактором формирования стоимости новых квартир является комфорт и уровень исполнения. Рост объемов непроданного жилья не должен тревожить – это вариант нормы рынка для проектов в стадии реализации. Важное условие развития жилищного строительства – проектное финансирование, сумма кредитных договоров по проектному финансированию в Иркутской области составляет уже 75 млрд рублей. Второй финансовый драйвер жилищного строительства – льготная ипотека (статистика показывает, что она определяет львиную долю спроса), поэтому ее необходимо сохранять и поддерживать.
Высоко оценив возрастающую роль механизма КРТ, Максим Федорченко посетовал на дефицит в регионе проектов КРТ жилой застройки. Также он коснулся осуществляемого НОСТРОЙ мониторинга строительства объектов образования, специфики использования ИБК, недостаточного наполнения ФГИС ЦС, внедрения ТИМ. Отдельно он обратил внимание на повышение ответственности специалистов НРС и сообщил, что Минстрой России вынужден был направить письмо в регионы о безусловной необходимости проверки полномочий специалистов, подписывающих документацию.
Помощник координатора НОСТРОЙ и НОПРИЗ по СФО, гендиректор Ассоциации строительных организаций Новосибирской области Мария Бирюкова рассказала о формировании Реестра добросовестных производителей и поставщиков стройресурсов НОСТРОЙ, который вырос из каталога импортозамещения. Возникновение каталога было обусловлено санкциями, сделавшими недоступными импортные ресурсы, сейчас в него входит порядка 4 000 позиций. НОСТРОЙ разработаны критерии для включения материалов и изделий в Реестр и для исключения, а также специальная цифровая маркировка продукции, прошедшей лабораторный контроль. Мария Бирюкова призвала коллег из СРО поддержать работу над Реестром.
О реализации механизма КРТ в Иркутской области доложил временно замещающий должность замминистра строительства Иркутской области, начальник управления комплексного развития и стимулирования в строительстве Минстроя Иркутской области Евгений Шведов. Он сообщил, что между Минстроем России и Правительством Иркутской области заключен меморандум по увеличению градпотенциала. На 2023 год по площадкам КРТ для региона плановый показатель составляет – 1,01 млн кв. м, а фактически достигнуто 1,17 млн кв. м. В Иркутской области реализуется 11 решений о КРТ на площади 222 га с потенциалом 723,6 тыс. кв. м. Совместно с ДОМ.РФ ведется работа по вовлечению в КРТ еще трех федеральных участков. Один из проблемных вопросов – отсутствие возможности выставления на конкурс нескольких площадок КРТ в составе одного лота. Также беспокоит прекращение господдержки при финансировании проектов КРТ.
Замдиректора ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» Виталий Мосеев в своем докладе остановился на вопросах цифровизации заказчиков, подрядчиков и органов надзора. В регионе, отметил спикер, идет активная работа по внедрению ТИМ и ИСУП, в который имеют доступ. 39 из 42 МО Иркутской области. План 2024 года – обеспечить перевод исполнительной документации в электронный вид, добиться перехода к машиночитаемым доверенностям и XML-схемам. В 2024 году ожидается сопряжение всех систем «цифровой вертикали»: систем надзора, ИСОГД, ресурсов госэкспертизы, и т.д. Ближайшая задача – подготовить региональный ТИМ-стандарт, а более отдаленная стратегическая задача – обеспечить автоматизированную цифровую аналитику в деятельности стройкомплекса и вовлечь в цифровую вертикаль эксплуатирующие организации, чтобы они принимали в эксплуатацию объекты с цифровыми двойниками. Среди проблем Виталий Моисеев назвал проблему импортозамещения операционных систем, трудности со сроками и синхронизацией принятия «цифровых» НПА в Москве и регионах, с подготовкой кадров для работы в цифровой среде.
Актуальные вопросы при формировании техзадания на проектно-изыскательские работы осветила президент Коллегии Ассоциации СРО «Байкальское общество архитекторов и инженеров» Мария Протасова. Она обратила внимание на низкий уровень подготовки техзаданий заказчиками – это проявляется в форме предоставления неполных или недостоверных исходных данных. В результате появляется заниженная НМЦК, неверные проектные решения. Положение могло бы спасти использование объектов-аналогов из «реестра повторного применения» Минстроя России, но данный ресурс не дает доступа к ключевым разделам. Мария Протасова предложила расширить функционал ресурса, дополнив его стоимостными показателями и проектными характеристиками. Формирование НМЦК должно быть обосновано объектами-аналогами, получившими положительное заключение Госэкспертизы, техзадания должны составлять квалифицированные специалисты. Необходимо ввести в процесс проектирования стадию ТЭО с предварительным сбором исходных данных, включая техусловия.
Дополняя Марию Протасову, Павел Писарев напомнил о специальной «Школе заказчика», действующей в Иркутской области при профильном высшем учебном заведении.
Общим проблемам работы строителей Иркутской области посвятил выступление заместитель мэра, председатель комитета по градостроительной политике Иркутска Евгений Харитонов. Одной из таких проблем он считает сложности с договорами на технологическое присоединение [бюджетных] объектов к инженерным сетям, которые приходится подписывать еще до выделения лимитов, и которые к моменту выполнения часто становятся неактуальными. Итог – отказы в присоединении из-за отсутствия технической возможности.
Павел Писарев предложил внести в нормативно-законодательную базу изменения, которые дали бы государственным и муниципальным заказчикам полномочия, еще не имея проектной документации с положительным заключением госэкспертизы, запросить у ресурсоснабжающих организаций технические условия, схему их поэтапной оплаты, и внести первый платеж – аванс (например, 10%). Сегодня у заказчика вообще нет законных оснований выплачивать подобные авансы. Любой контроль – КСП или других органов – в случае выплаты такого аванса вправе спросить, на каком основании выплачен аванс, потому что с формальной точки зрения это нецелевое использование средств. А в случае внесения предлагаемых изменений и у заказчиков, и у ресурсоснабжающих организаций появится возможность на законных основаниях четко зафиксировать обязательства и вести необходимую работу параллельно. И у заказчиков будет строиться объект, и снабжающая организация, получив аванс, гарантированно зарезервирует мощности и будет вести свою подготовку к техническому присоединению объекта по зафиксированной цене.
Еще одна проблема, по мнению Евгения Харитонова, – неуверенность подрядчиков в стабильности цен на стройматериалы. Она усугубляется в связи с растущими объемами строительства, из-за чего многие материалы и изделия поступают на стройки с задержкой, а за некоторыми даже выстраивается очередь из подрядчиков. Увеличение лимитов на авансы помогает, но лишь отчасти.
О вопросах в сфере ценообразования рассказала начальник отдела ценообразования в строительстве министерства строительства Иркутской области Ольга Рубцова. Она напомнила, что во втором квартале 2023 года регион в целом перешел на РИМ, но осталось два проблемных вопроса. Первый – это недостаточное наполнение ФГИС ЦС актуальной информацией о стоимости ресурсов (из 180 предприятий только 94 предоставляют информацию). Предоставленное субъектам федерации право вносить во ФГИС ЦС информацию от оптовых поставщиков помогло, но не в полной мере. Из сводного перечня строительных ресурсов (суммарно 973 позиции) внесено только 214 позиций. В классификатор строительных ресурсов внесено 2 427 позиций, и это тоже мало. Ольга Рубцова призвала на помощь профильные СРО. В деле «защиты» достойных зарплат на строительстве бюджетных объектов тоже потребуется аналогичная поддержка СРО.
Главный архитектор Иркутска Антон Жуков, комментируя тему КРТ, напомнил, что постановлением Правительства Иркутской области от 21 апреля 2021 года № 293 установлены параметры разрешенного строительства ОКС в решениях о КРТ: предельные количество этажей и процент застройки участка. И они зафиксированы так, что на большинство застроенных потенциальных площадок КРТ застройщикам невыгодно заходить. Если не пересмотреть эти регламенты, КРТ жилой застройки в Иркутской области «не полетит».
В ходе совещания участники обозначили и другие трудности, такие, как необходимость пересмотра зарплат в связи с повышением МРОТ, дефицит тепловых мощностей, юридические недоработки, позволяющие расселяемым людям надолго «затормаживать» сроки реализации проектов КРТ, и т.п.
Павел Писарев рекомендовал ознакомиться с опытом Кемеровской области, где волевым решением губернатора был расселен район старого жилья в центральной части города, и КРТ в хорошем темпе стартовало. Максим Федорченко позитивно оценил данный опыт Кемерово, уточнив, что кемеровчане постарались учесть пожелания жителей, а всему процессу предшествовала разработка качественного мастер-плана и правильный экономический расчет, который позволил финансово заинтересовать застройщиков.
Также Максим Федорченко рекомендовал организовать обсуждение проблем через создаваемый на областном уровне совет СРО – проработанные с участием органов региональной власти и представителей профессионального сообщества предложения будут вынесены на уровень национальных объединений саморегулируемых организаций и далее могут быть направлены в Минстрой России и профильный комитет Госдумы.