Представитель компании-разработчика отмечает необходимость введения экспериментально-правового режима, позволяющего отрабатывать технологию на пассажирском судне.
В Санкт-Петербурге в рамках форума «Российский промышленник» прошла конференция «Беспилотные технологии сегодня и завтра». Sitronics Group в рамках дискуссии представлял разработчик морских и наукоемких решений Sitronics KT. Компания является разработчиком технологии автономного судовождения и первой в России продемонстрировала ее функциональность на действующих судах.
Директор по развитию Sitronics KT Евгений Шишенин отметил, что технологии автономной навигации в судоходстве бесспорно имеют большой потенциал в будущем, как с точки зрения повышения безопасности мореплавания, так и с точки зрения экономики. Однако темпы развития технологии должны идти в ногу с подготовкой и внедрением нормативно-правовой базы.
«За последние несколько лет наша компания добилась серьезного успеха в развитии технологий автономной навигации. И, мы ожидаем что в ближайшие 5-7 лет данные решения найдут свое место в повседневной работе на море и реке. Главное, что станет понятен и ощутим экономический эффект от их внедрения, о котором сегодня мы говорим пока еще только с точки зрения потенциальных показателей. Однако, кроме развития технологий необходимы и четкие правила, понятная нормативно-правовая база, которые и нам – разработчикам, и компаниям судовладельцам – сформирует правила работы и даст стимул для дальнейшего развития и внедрения данных решений. Например, сегодня автономные суда могут перевозить грузы, но не могут перевозить людей без полного состава экипажа на борту. Также внедрение и апробация технологии потребует какого-то экспериментально-правового режима, позволяющего отрабатывать технологии автономной навигации на пассажирских судах на внутренних водных путях в городской черте. По аналогии с экспериментом по беспилотным авто, когда на юго-западе Москвы в рамках такого режима запустили управляемые искусственным интеллектом такси. Такой же режим нужен и для автономных судов, который позволит проводить отработку технологий на протяжении нескольких лет. Это потребует согласования многих ведомств, потребует многих итераций и возможно изменений подхода в процессе разработки и внедрения, поэтому этим нужно заниматься уже сегодня. И тут безусловно надо отметить, что наше государство в лице профильных министерств и ведомств сейчас уделяет повышенное внимание и ведет активную работу, как по вопросу поддержки и внедрению технологий автономной навигации, так и по вопросу национальной нормативно-правовой базы» — сказал представитель компании.
Sitronics KT – одна из первых компаний в мире, разработавшая технологию автономного судовождения. В реальных условиях работа программно-аппаратного комплекса в различных режимах была продемонстрирована на нескольких судах весной 2021 года в рамках опытной эксплуатации — арктическом танкере «Михаил Ульянов», сухогрузе «Пола Анфиса», шаланде «Рабочая» и земснаряде «Редут». После удачных экспериментов был получен заказ от ФГУП «РОСМОРПОРТ», который сейчас выполняется, на поставку уже серийных изделий на железнодорожные паромы пр. CNF19M «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» работающих на линии Усть-Луга – Балтийск.
«В конечном итоге массовое внедрение технологий автономной навигации должно привести к снижению себестоимости грузовых перевозок водным транспортом, а также повысить их безопасность за счет нивелирования человеческого фактора: причиной аварийности на водном транспорте до 90% случаев является человеческий фактор», — подчеркнул Евгений Шишенин.
В октябре-ноябре этого года компания провела успешные испытания технологии автономного судовождения на реке — на пассажирском электросудне и на буксире-толкаче. Во время эксперимента суда шли не только по заданной траектории, но и осуществляли маневры разворота без управления капитаном. Sitronics KT испытала сразу несколько систем: автономную навигационную систему, систему координированного управления, оптическую систему анализа с технологией машинного зрения.