29 сентября на площадке Общественной палаты России прошло первое заседание обновленного Общественного совета (ОС) при Минстрое России. По итогам ротации состав Совета обновился на треть, при этом принято решение расширить его до 45 человек. Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков сразу после заседания ОС назвал журналу «Строительство» самые неотложные и горячие дела и проблемы.
Общественный совет при Минстрое России собрался на первое заседание в обновленном составе 29 сентября, хотя, по большей части, персоналии и руководители сохранили свои места и посты. Как ранее писало Агентство новостей «Строительный бизнес», в ходе ротации 30% состава ОС практически все руководители комиссий сохранили и свои должности, и свои комиссии. При этом состав Совета увеличен с 36 до 45 человек – это ответ на суперпродуктивную работу и постоянное первое место среди Общественных советов всех федеральных органов исполнительной власти.
Нужно сказать, что Общественный совет Минстроя с первого дня работал в тесном контакте с самим ведомством, став, по сути, его экспертной площадкой. И если первый созыв в количестве почти 150 человек был, в общем-то, клубом по интересам со свободным посещением (некоторых членов ОС не видели на его заседаниях с момента избрания), то второй созыв наладил активную и весьма продуктивную работу практически всех комиссий. А иногда заседания комиссий становились той площадкой, где честно назывались своими именами тревожные тенденции в жилищном строительстве, ЖКХ или лифтостроении.
Приказано выжить!
Однако же условия функционирования строительной отрасли в ближайшие годы, судя по всему, перестанут быть такими комфортными, как в последние три года, со всеми мерами поддержки, льготной ипотекой, золотым дождем на строительство инфраструктуры и прочими «плюшками». И хотя общий бюджет и нацпроекта «Жилье и городская среда», и нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в целом даже немного увеличивается, распределение средств пойдет в соответствии с новыми приоритетами.
Подтверждение тому – проект федерального бюджета, который был внесен в Госдуму буквально накануне: например, средства на переселение граждан из аварийного жилья сокращены в 2,5 раза и на всю страну в 2024 году выделяется всего 19 млрд рублей. При этом жилой фонд России продолжает стремительно стареть и ветшать – уже тем самым «хрущевкам» исполняется 65 лет, а сколько более старого жилья до сих пор стоит по всем городам и весям? А регионы в одиночку такое расселение не потянут – у них и раньше не было достаточно средств, а сейчас они за год выложили из своих тотально дотационных бюджетов в совокупности около 115 млрд рублей на строительство на новых территориях (цифры от Сергея Степашина). А сколько еще предстоит выложить, особенно с учетом опыта строительства разрушенного вокзала в Гудермесе, который боевики во время чеченской войны неоднократно взрывали аккурат накануне приезда приемочной комиссии?
Сокращается и финансирование создания комфортной городской среды, перестают действовать меры государственной поддержки застройщикам (Ирек Файзуллин на закрытом совещании в Екатеринбурге призвал их готовиться к трудным временам). Уже явно не будет в таком масштабе льготной ипотеки – в стране кончаются не только деньги, но и ипотечные заемщики. Куда и как будет развиваться жилищная политика? И даже средства на самое святое – модернизацию системы ЖКХ – тоже подверглись секвестру, правда, пока в части программы «Чистая вода». Кроме того, существенно сокращаются расходы на строительство и модернизацию объектов в здравоохранении, спорте, образовании, экологии – а это тоже обеспечивало строителей неплохим госзаказом.
Непросто придется и Комиссии по ценообразованию во главе с президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым – переход на ресурсно-индексный, а затем и ресурсный метод ценообразования в масштабах всей страны пока откладывается на середину 2024 года. Да и актуальной информации о стоимости строительных ресурсов во ФГИС ЦС «кот наплакал» – производители и поставщики до сих пор не считают себя обязанными передавать туда данные.
Что касается вновь образованной Комиссии по обеспечению эффективности архитектурно-строительного проектирования, которую возглавил президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, то ей придется приложить все усилия, чтобы, наконец, завершить работу над проектом закона об архитектурной деятельности и начать проводить его через
правительство и комитеты Государственной Думы. А пока очередной проект закона сгинул в недрах Комитета по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова.
Будем наблюдать и за очередными инициативами Комиссии по кадрам во главе с Ефимом Басиным: дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров нарастает, выпускники большинства колледжей и вузов в лучшем случае на 70% доходят до строек, а мигранты, обеспечивавшие российские стройки дешевой рабочей силой, уже не готовы продавать свои руки за существенно упавшую из-за низкого курса рубля зарплату.
Антон Глушков, президент НОСТРОЙ:
- У строительной отрасли большие амбициозные задачи и по Стратегии развития, и по тому темпу, который набрала отрасль. Поэтому, чтобы не снижать этот темп, кровь стройки – деньги – должны соответствовать реальным объемам и затратам. Комиссия по ценообразованию Общественного совета и НОСТРОЙ ставят перед собой следующие задачи.
Во-первых, мы продолжим мониторить стоимость строительных ресурсов, потому что это очень важно и нужно для отрасли. Именно мониторинг НОСТРОЙ лег в основу постановления Правительства № 1315 об изменении твердой цены контракта в связи с ростом цен на строительные материалы. И на сегодняшний день благодаря инициативе нашей Комиссии Общественного совета Минстроя России очень большое количество госконтрактов на всей территории России исполнено своевременно именно благодаря этой мере. Поэтому поддержка постоянно действующего механизма для приведения стоимости строящегося объекта в текущий уровень цен – это задача номер 1.
Вторая задача, которая у нас уже реализуется, – это индексация и правильный учет зарплаты в строительной отрасли для строителя первого разряда. Потому что без привлекательного уровня заработных плат бороться с другими отраслями на рынке труда нам будет очень сложно.
Третий момент, о котором сегодня многие говорили, это, конечно же, формирование стоимости капитальных ремонтов жилых домов. Мы видим здесь очень низкую привлекательность для бизнеса. По данным электронных площадок, 88% торгов на контракты по капитальному ремонту не состоялись – это значит, что не было ни одной заявки или была всего одна. То есть интерес бизнеса крайне низкий. Связано это в первую очередь с непривлекательностью и низкой рентабельностью этих работ. Поэтому здесь точно нужно будет принимать меры. В прошлом году мы с Фондом операторов капитального ремонта разработали методику по изменению стоимости контракта аналогично ПП-1315, но если ПП-1315 взлетело и мы видим реальный результат, то эта методика, к сожалению, не нашла такого массового применения, как бы нам хотелось. Поэтому вопрос ценообразования при капитальном ремонте – задача большая и сложная, но ее нужно решать.
И еще напомню, что с 1 октября вся Российская Федерация должна работать в ресурсно-индексном методе ценообразования в строительстве. Но сегодня, к сожалению, только 49 регионов формально – ключевое слово! – перешли на новый механизм ценообразования. Поэтому Минстрой России вышел с предложением – и НОСТРОЙ его поддержал – продлить этот переход еще на несколько месяцев. Но это как в классике – студенту перед экзаменом всегда будет не хватать одного дня. Поэтому первая задача – это помочь всем регионам выполнить требования законодательства, а вторая задача – сделать наполнение ФГИС ЦС абсолютно содержательным. Сейчас ситуация с наполнением ФГИС ЦС с точки зрения участников – производителей и поставщиков – более-менее нормальная. Есть федеральные округа, где уже свыше 50% производителей и поставщиков передают информацию во ФГИС ЦС. Но по количеству ресурсов все гораздо хуже: лидером является СФО – здесь передана информация о 18% ресурсов, и минимальный уровень – это Северный Кавказ, менее 4%. С такой репрезентативностью говорить об объективных выборке и стоимости материалов просто не приходится.