Внедрение современных технологий при трансформации городов задает определенный вектор для развития новых отраслей экономики, к такому выводу пришли эксперты — представители власти и бизнеса — на сессии «Создавая город будущего», состоявшейся в рамках «Российской энергетической недели».
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Поддержка надежных транспортных систем и энергоэффективность — отличный рецепт
«Что касается <…> климатической повестки и экологической повестки, то, скорее, дальнейшее развитие этого направления лежит в плоскости более эффективной системы генерации сетевого хозяйства, транспорта и потребителей. За последние годы в Москве с точки зрения генерации произошли серьезные изменения: было построено семь мощных, самых современных парогазовых установок, параллельно было закрыто 50 неэффективных котельных, за эти годы было реконструировано около 2,5 тыс. тепловых сетей и 17 тыс. электросетей, применены стандарты потребления тепла домами с точки зрения строительства новых зданий, программы реновации и так далее. В результате, несмотря на рост на 40% валового продукта Москвы, энергопотребление не выросло ни на процент. <…> Поддержание и создание надежных транспортных систем с точки зрения доставки энергоресурсов, генерация и энергоэффективность потребителей — это тот рецепт, который сегодня дает абсолютно отличный эффект. И в дальнейшем, несмотря на рост города, экономики, увеличение транспорта, я уверен, у нас потребление энергии в городе не будет расти», — мэр Москвы Сергей Собянин.
«Стремительное увеличение числа электробусов — умное решение, как и <…> повышение энергоэффективности в жилом комплексе», — президент ассоциации «Глобальная энергия» Сергей Брилев.
ПРОБЛЕМЫ
Особенности России не позволяют применять опыт других стран
«У нас <…> все технологии должны быть "зеленые". <…> Потребление энергии, ее расход должны соответствовать строгим стандартам. <…> Мы также решаем вопрос: как в одном городе могут сочетаться традиционные источники энергии и "зеленая" энергетика», — заместитель директора по информационным технологиям Государственной электросетевой корпорации Китая Цзие Ван.
«Когда говорят о том, что существующая схема энергоснабжения такого города как Москва должна измениться, и мы значительную часть энергии должны производить за счет возобновляемых источников — солнечной энергетики, "ветряков", могу ответить — чтобы обеспечить ветряной электроэнергией Москву, надо весь Центральный федеральный округ заставить »ветряками», а все население, вся живность должны там исчезнуть. Это совершенно футуристическая история. <…> Мы все равно будем потреблять огромное количество тепла и параллельно вырабатывать огромное количество электроэнергии. Поэтому убивать [существующую. — Ред.] энергетику и переходить на какие-то альтернативные источники нерационально», — мэр Москвы Сергей Собянин.
«Уголь, которому прогнозировали скорый уход со сцены в качестве источника выработки энергии, становится новым востребованным ресурсом. И в этом смысле лучше всего "ставить на всех лошадей". <…> У нас есть особенности, <…> дешевая энергия. <…> Пока мы не выровняем другие источники генерации, <…> нет смысла туда массово вкладываться. В то же самое время нужно тратить деньги на исследования в этой области, поддерживать определенный уровень компетенций», — президент, председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф.
РЕШЕНИЯ
Внедрение новых технологий в развитии городов влечет за собой развитие новых отраслей
«Получается, "Умный город" тянет за собой создание целых новых отраслей», — президент ассоциации «Глобальная энергия» Сергей Брилев.
«Электрические автобусы — они все компании КАМАЗ, который благодаря большому заказу Москвы сделал автомобиль. Москва <…> подписала контракт жизненного цикла, и поэтому они еще и сами его [транспорт. — Ред.] эксплуатируют, сами его совершенствуют. <…> Такого рода заказ создает целую индустрию», — президент, председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф.
«Сегодня 80% пассажиров общественного транспорта переводится на электротранспорт. <…> Поставили задачу полностью перейти на электробусы, эту задачу мы решим. <…> Сегодня в Москве уже около 3,5 тысячи зарядок [для электромобилей. — Ред.], поставили себе задачу — в ближайшие годы поставить тысячу зарядок общественных, тысячу с половиной — включая и коммерческие, и закрытые системы подзарядки. <…> Мощности энергосистемы Москвы сегодня профицитны, профицит составляет около 12-14%. Даже если мы получим миллион машин в Москве с электрическим приводом, то потребление увеличится всего лишь на 4%. <…> 80% выбросов в атмосферу сегодня — это машины, и перевод на электрическую тягу для городов — приоритет номер один. <…> Себе поставим задачу, чтобы в какой-то приемлемой перспективе большинство машин на улицах Москвы стали электрическими. <…> Двигаться будем максимально быстро», — мэр Москвы Сергей Собянин.