Реестр, который НОСТРОЙ формирует сейчас на базе уже хорошо известного российскому рынку каталога импортозамещения, позволит отечественным производителям быстро популяризировать свою продукцию и находить потребителей. Об этом заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ Павел Малахов заявил во время выступления в Совете Федерации на круглом столе «Перспективы импортозамещения в дорожно-строительной отрасли».
В мероприятии, которое провел заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов, приняли участие представители Минпромторга России, Минтранса России, Минстроя России, отраслевых ведомств и организаций, крупных компаний-производителей, а также субъектов РФ.
Как отметил сенатор, процент импортной дорожно-строительной техники, используемой подрядчиками, всегда был высок и по данным на 2022 год доходил во многих организациях до 90%. Вопросами сокращения зависимости от импорта и развития отечественной промышленности Россия озадачилась еще до введения санкций, которые стали дополнительным стимулом ускорить эту работу. В результате уже в этом году ситуация изменилась.
По данным ассоциации «Росспецмаш», потребление отечественной дорожно–строительной техники возросло на 38%. В первом полугодии 2023 года российские производители дорожно-строительной техники отгрузили на внутренний рынок на 21% больше продукции в денежном выражении, чем за тот же период прошлого года. Общее производство дорожно-строительной техники российскими заводами за первое полугодие выросло на 31%.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов подтвердил, что рынок растет большими темпами, и отечественные производители за ними не успевают. Одной из задач остается развитие российской компонентной базы. Поэтому сегодня важно наращивать темпы роста производства – для этого есть и инструменты, и меры поддержки, чтобы в момент импортозамещения отечественные производители заняли свою нишу на рынке. Для стимулирования спроса на российскую дорожно-строительную технику внутри страны Минпромторг России планирует скорректировать механизм госзакупок, в том числе, прописать обязательную долю закупок отечественной техники для парков крупных компаний.
Как рассказал в свою очередь Павел Малахов, по оценке НОСТРОЙ, потребность в дорожно-строительной технике на ближайшие 4 года составляет около 38 тысяч единиц. При этом необходимо выполнять стоящие перед отраслью задачи по объемам строительства. Поэтому НОСТРОЙ предлагает ряд мер, способных обеспечить бесперебойное выполнение дорожно-строительных работ.
В первую очередь, необходимо учесть вопрос, связанный разработкой и принятием Технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий», который сегодня обсуждается в Минске «на полях» Евразийской комиссии и который откроет российский рынок для стран Евразийского экономического союза.
Второй момент, на который обратил внимание заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ, что очень высокий процент (90%) техники, находящейся в эксплуатации у строителей, – импортного производства. Она требует обслуживания, и одномоментно заменить ее на отечественную невозможно. Поэтому временной мерой поддержки может служить льготный ввоз бывшей в употреблении техники. Это позволит не снижать объемов строительства.
Третья мера связана с Реестром добросовестных производителей и поставщиков строительных материалов, машин и оборудования. Сегодня НОСТРОЙ совместно с Минстрой и Минпромторгом формирует его на базе запущенного в прошлом году каталога импортозамещения. Павел Малахов предложил рекомендовать всем отечественным производителям дорожно-строительной техники войти в этот Реестр
«Еще в рамках каталога импортозамещения, мы обнаружили, что достаточно много отечественных производителей спокойно могут заменить импорт, но им сложно о себе заявить. И сервис, Реестр добросовестных производителей и поставщиков, который НОСТРОЙ подготовил на сегодняшний день, подчеркну – бесплатный сервис, может помочь производителям популяризировать продукцию и заявить о себе. Поэтому предлагается включить пункт о рекомендации войти в этот Реестр всем отечественным производителям строительной техники», – резюмировал Павел Малахов.
Константин Долгов согласился с позицией НОСТРОЙ в части важности бесперебойной работы действующей дорожно-строительной техники. Несомненно, импортозамещение – это поступательный процесс, и есть критически важные позиции техники, по которым пока либо нет аналогов, либо их недостаточное количество. И временной мерой поддержки в этом случае может выступать параллельный импорт. Полностью, на 100% сейчас отказаться от использования импортной техники невозможно, и такая задача, по большому счету, в целом не стоит, отметил сенатор. Усилия государства сконцентрированы именно на критически важных позициях – как техники, так и материалов. Константин Долгов заверил, что решение этих задач будет полностью соблюдать интересы строительных организаций и НОСТРОЙ.