Накануне нового учебного года в Минстрое России было подписано соглашение о создании отраслевого Консорциума среднего профессионального образования (СПО) в сфере строительства. Базовой организацией Консорциума стало Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), а соучредителями выступили Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, ФАУ «РосКапСтрой» Минстроя России, ФГБОУ «Институт развития профессионального образования» и НИУ МГСУ. О задачах, стоящих перед новым союзом, о том, как он способен помочь в решении пресловутого «кадрового вопроса», а также в целом об обучении рабочим специальностям в стране «Стройгазете» рассказал президент НОСТРОЙ Антон ГЛУШКОВ.
Антон Николаевич, с какой целью создается Консорциум?
Он призван сформировать национальную систему развития строительного профессионального образования. Объединив 60 ведущих колледжей, готовящих для отрасли специалистов в сфере СПО по укрупненным группам профессий и специальностей подготовки 08.00.00 «Техника и технологии строительства», 07.00.00 «Архитектура» и 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», Консорциум позволит консолидировать интеллектуальные, инфраструктурные и информационные ресурсы его участников вместе с профсообществом и бизнесом для развития кадрового потенциала стройотрасли, создания условий для повышения эффективности подготовки специалистов до уровня, отвечающего международным стандартам, передовым технологиям и цифровой трансформации
Означает ли появление Консорциума, что в сфере СПО есть насущные проблемы, требующие срочного решения?
Вопрос подготовки кадров был все же задачей государственной системы образования, а сейчас это становится отраслевой задачей. Представители стройбизнеса давно уже говорили о том, что они готовы участвовать в подготовке кадров, в воспитательном процессе, в стажировках, в практике, но это больше были декларативные заявления. Однако нехватка квалифицированной рабочей силы сейчас вызывает уже настоятельную необходимость работодателям думать об этом наперед.
Мы анализировали, как проходит процесс трудоустройства выпускников образовательных заведений строительного профиля. Получается, что многие студенты вуза уже на четвертый год обучения по схеме «бакалавриат+магистратура» находят себе будущих работодателей, в среднем специальном образовательном учреждении на второй год обучения (из трех) значительная часть ребят имеет не только потенциального работодателя, но уже и работает по специальности. Это говорит о реальной востребованности специалистов в области стройки.
Ранее мы придерживались взгляда, что можем компенсировать низкий уровень квалификации численностью, дешевизной иностранной рабочей силы, что позволяло не очень задумываться о качестве подготовки. Сейчас же, при нестабильной валютной ситуации и прочих проблемах с трудовыми мигрантами, это заставляет нас ориентироваться в первую очередь на национальную рабочую силу, на ее подготовку.
Один из недостатков, о котором мы должны говорить, — некая разрозненность ссузов в стране: они все живут своей самостоятельной жизнью и идут, как правило, по пути наименьшего сопротивления. В первую очередь потому, что интереса со стороны бизнеса к ним в последнее время было довольно мало.
Мы, понимая, что у нас — в виде наших СРО — есть представительства в 74 субъектах РФ, решили эту работу возглавить и выстроить единый подход к качеству среднего специального образования чтобы это качество повысить, а еще подпитать интерес молодежи к получению такого образования, к выбору профессии строителя повсеместно на территории страны.
У нас есть очень яркие, красивые примеры колледжей, где обеспечивают качественную подготовку строителей, — колледж в Королёве (ГАПОУ МО МЦК — Техникум имени С. П. Королёва), где мы проводили финал «Строймастера-2023», или колледж в Великом Новгороде (ОГБПОУ «НСК»), где конкурс составляет до 17 человек на одно место. Но, к сожалению, это скорее приятные исключения, чем практика.
Большая часть колледжей по ряду специальностей имеет недобор студентов. Конечно, эта тенденция меняется, но вместе с тем качество подготовки и интерес к рабочим профессиям по-прежнему на недостаточном уровне. Здесь, конечно, есть объективные причины: высокая физическая нагрузка, непривлекательный имидж стройки, с которым плохо стыкуется видение собственного светлого будущего.
Вместе с тем, за последние полтора года наметились положительные сдвиги по заработной плате. Мы вернулись к старому советскому подходу, когда уровень оплаты труда квалифицированного рабочего стал опережать уровень оплаты ИТР на стройке — в прошлом году зарплата квалифицированных рабочих обогнала среднюю заработную плату инженерно-технического персонала. Привлекательны также гарантированное трудоустройство и нормальный средний заработок.
Решать насущные задачи отрасли возможно при подготовке квалифицированных рабочих — и сейчас это понимает не только НОСТРОЙ, понимают и в профильных курирующих ведомствах, на своем примере стали понимать это и работодатели. Мы как объединение, защищающее интересы участников рынка, должны идти навстречу и находить механизмы, гарантирующие приток квалифицированной рабочей силы на стройку.
Есть еще одна негативная тенденция, усугубляющая проблему дефицита кадров, — старение класса квалифицированных рабочих, получавших образование прежде: уровень убытия здесь опережает уровень притока новых специалистов. Для этого есть разные причины, в том числе отсутствие отсрочки от военной службы по окончании учебного заведения.
У нас очень хорошие показатели по высшей школе — более 90% выпускников строительных вузов идут сразу работать по специальности. К сожалению, только порядка 40% (эта статистика меняется в лучшую сторону) выпускников средних специальных образовательных заведений приходят сразу на стройку.
Учебный процесс всегда отстает от практики. Все зависит от того, насколько быстро формируется запрос к системе образования. Что необходимо, чтобы время этого запроса максимально сократилось?
При формировании учебного плана по каждой специальности в среднем специальном образовании 70% учебы — это те часы, которые читаются в обязательном порядке, и 30% — это факультативные предметы, которые читаются якобы по формальному запросу потенциального работодателя. На самом деле эти часы подбираются по принципу наименьшего сопротивления: каких педагогов смогли найти, те предметы и преподаются.
Я думаю, в нынешней ситуации эту так называемую гибкую часть нужно существенно уменьшить, сделав больший акцент на обязательных образовательных программах — это сможет гарантировать качество подготовки. Да, не везде есть возможность ориентироваться на лучшие практики передовых техникумов и колледжей, потому что обеспечение надлежащего качества преподавания требует совершенно иных схем ценообразования и уровня заработных плат преподавателей. Лучшие участники нашего консорциума это обеспечивают за счет внебюджетных фондов: содержать узких специалистов, востребованных сейчас на рынке (а это современные технологии строительства, технологии информационного моделирования), опираясь только на уровень заработной платы, которая выплачивается в рамках бюджета, невозможно. Все это требует нетривиальных подходов. Учебному заведению в одиночку это осуществить очень сложно. Поэтому мы акцентируем внимание не только на первичной подготовке, но и на переподготовке и переквалификации рабочих кадров из других отраслей на базе опять же колледжей и техникумов. То есть колледж должен быть не просто СПО, а центром компетенций для освоения прикладных специальностей, и неважно, кто будет заказчиком — бюджетное учреждение или частная компания.
Финансирование образовательных учреждений — тоже предмет забот нашего Консорциума для того, чтобы показать, как можно сегодня зарабатывать дополнительные средства, чтобы соответствовать необходимому качеству подготовки специалистов, востребованному сейчас на стройке.
Нет ощущения, что в образовании мы сейчас возвращаемся к неким советским образцам, когда учреждения среднего специального образования курировались профильными ведомствами? Если да, то будет ли это возврат с новым содержанием?
Не могу сказать, что в этой сфере произойдет возврат к ведомственной структуре. Есть Министерство просвещения, курирующее эту работу, и проблематика среднего строительного образования не самая большая и сложная в сравнении с некоторыми другими отраслями. Просто строительство — масштабная отрасль по количеству занятых в ней.
Если говорить про советский подход... Наверно, да, потому что советский подход был более точным, более государственным: государство определяло приоритеты. Сейчас эти приоритеты в силу разных причин смещаются в пользу бизнеса, и опять же НОСТРОЙ — это тот механизм, который должен интересы бизнеса представлять, в том числе в сфере среднего специального образования. Механизмы взаимодействия с ведомственными учебными заведениями прежде работали быстро. Сейчас, когда ссузы перестали быть ведомственными и работают на базе Министерства просвещения, их связь с отраслью потеряна. Поэтому появился разрыв между запросами реального сектора и учебными заведениями в части качества подготовки. Представители бизнеса регулярно участвовали в утверждении учебных программ, оценивали эффективность подготовки, но то была формальная деятельность. Сейчас это превращается в реальность, и я очень надеюсь, что работодатель будет заинтересован.
Есть еще один элемент подготовки, если говорить про советское прошлое, — наставничество. Как раз наставничества сейчас очень не хватает. Учить в СССР могли где угодно, но тем не менее интеграция в коллектив, освоение технологических особенностей осуществлялась именно через наставничество. Возрождение наставничества — тоже совместная задача, потому что со стороны государства должны иметь место какие-то преференции для мотивации наставников, и бизнес должен в этом участвовать. Но если советский подход состоял в том, что за наставничеством по большому счету стояло государство, то сейчас это, скорее, должна быть заинтересованность работодателя, чтобы привлечь и удержать нового специалиста на предприятии, максимально быстро интегрировать его в производственную цепочку.
Кстати, по последним данным, уровень заработной платы поднялся в отрасли на 30%, а по особо востребованным строительным специальностям — на 50-60%. Каков он — справедливый потолок заработной платы для строителей?
Справедливая зарплата — это возможность достойно содержать себя и свою семью. В абсолютных величинах называть какую-то цифру не имеет смысла. Стройка долгое время «славилась» серыми заработками, что не гарантировало работнику своевременности выплат, не давало социальных гарантий и отрицательно сказывалось на имидже стройки. Сейчас произошел настоящий перелом — обеление зарплат. И это касается не только нашей отрасли.
Если сравнивать уровень зарплат с другими отраслями, соперничать со строителями мало кто может... За исключением, может быть, ресурсодобывающих отраслей, да и то не всех. Это положительно сказывается на росте популярности стройки среди молодежи. В этом смысле стройка сейчас выглядит очень конкурентоспособной.
Недавно состоялось мероприятие, когда представители разных отраслей конкурировали за будущих выпускников школ. Большей части коллег было сложно состязаться со мной: они больше напирали на романтику профессий, против чего у меня были сильные аргументы. Во-первых, стройка — это стабильность, во-вторых, работать здесь надежно и выгодно.
А еще я приглашал в профессию девушек: стройка в последнее время в силу разных причин стала сугубо мужской. Напомню, в советский период на стройке массово работали девушки и женщины. Я считаю, надо возвращаться к этой практике. У девушек это приглашение вызвало большой интерес, потому что нет другого места, где такой широкий выбор при поиске достойного спутника жизни. Шутки шутками, но в этом есть рациональное зерно.
Что помимо создания консорциума, повышения уровня заработной платы надо комплексно решать, чтобы привлечь молодежь на стройку?
Конечно, мы должны заняться популяризацией рабочих профессий. Например, через конкурс «Строймастер», который проводит НОСТРОЙ при поддержке Минстроя России. В этом году мы существенно поменяли свой подход — акцент теперь делаем на региональные мероприятия, чтобы как раз потенциальные будущие строители видели, что это за профессия. Нам надо изменить стереотипное представление, что это грязно, опасно, физически тяжело. Чудеса прогресса активно проникают в нашу жизнь, в том числе и на стройку. Если мы посмотрим на современные технологии производства, на современный ручной инструмент, на уровень автоматизации в стройке, — все это стремительно меняется.
Еще один аспект, о котором нужно говорить, — это, конечно же, внешняя конъюнктура: от этого никуда не деться. Я уже упомянул, что на стройке доля иностранной рабочей силы остается очень высокой. Разного рода внешние потрясения приводят к резким колебаниям числа приезжих работников, что сказывается на ритмичности работы строительного комплекса. Сразу отказаться от использования иностранной рабочей силы возможности нет, тем более, если мы хотим сохранить существующие темпы и объемы строительства. Налаживание цивилизованного подхода к вопросу привлечения иностранной рабочей силы — задача очень важная. У нас запущены пилотные проекты в этой части. Не могу сказать, что они очень масштабные, но, тем не менее, мы работаем над тем, чтобы иностранцы приезжали в Россию не в качестве разнорабочих, а как рабочие с подтвержденной минимальной строительной квалификацией. Это позитивно скажется на уровне заработной платы, соответственно, повысит конкурентоспособность российской стройотрасли у иностранцев, а также отразится на производительности труда и на качестве объектов, которые строятся на территории страны.
Сейчас есть проблемы, связанные с национальной валютой, что делает российский рынок труда не самым привлекательным даже для рабочих, традиционно широко представленных у нас, — работников из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Рынок труда стал мировым, глобальным — и мы должны понимать, что на этом рынке необходимо оставаться конкурентоспособными.
Какое место в системе образования должны занимать работодатели?
Сегодня есть классные примеры, демонстрируемые профильными структурами «Росатома» или «Газпрома», способными содержать собственные образовательные учреждения, трудоустраивать их выпускников. Однако большая часть подрядных стройорганизаций — субъекты малого предпринимательства. И если говорить о среднестатистическом предприятии, то там процесс обновления коллектива — это один-два человека в год. Поэтому надеяться, что средний работодатель — особенно в регионе — массово начнет интересоваться образовательными программами, принимать участие в их корректировке, наверное, не стоит. В этой связи, пожалуй, более актуальна как раз роль НОСТРОЙ как интегратора в этих вопросах, потому что мы выражаем чаяния этих работодателей, большая часть которых самостоятельно выстроить отношения с учебными заведениями не в состоянии. А нацобъединение способно обобщать требования к качеству подготовки, корректировать учебные программы, определять необходимую на сегодняшний день для выполнения тех или иных задач численность рабочих кадров.
Немного отойдем от главной темы… Недавно вы принимали участие в совещании президента РФ с представителями стройотрасли. Какие поручения ожидаются по итогам этого заседания?
Основная задача — максимально сохранить темп и объемы в части и жилищного, и дорожного, и инфраструктурного строительства. При этом сложность в том, чтобы попытаться заместить часть денежных средств, которые ранее шли из бюджета, на внебюджетные инвестиции.
Мы видим эффективность субсидирования ипотеки. По итогам первого полугодия объем ипотечных кредитов увеличился на треть; если даже сравнивать с прошлым годом, который был, в принципе, неплохим, в первом полугодии нынешнего произошел тридцатипроцентный рост. И это очень здорово для стройки и для населения. Вместе с тем, изменение величины ключевой ставки налагает очень большую нагрузку на бюджет, потому что разница между рыночной ставкой и льготной компенсируется полностью из бюджета. Надеяться исключительно на то, что государство всегда будет таким позитивным регулятором, не приходится: у него есть и другие приоритеты.
Президента в основном устраивает то, как в последнее время работает отрасль: хорошие контрольные показатели, реализуются серьезные сложные объекты. По его мнению, надо приложить усилия, чтобы сохранить этот объем строительства и капитальных вложений в стройку. При этом мы понимаем, что увеличивать объем бюджетных ассигнований будет очень сложно. Поэтому надо искать механизмы, которые сделают стройку инвестиционно привлекательной для госкорпораций, частных инвесторов, иностранных инвесторов.