25 августа во ФГИС ЦС размещена информация о сметных ценах строительных ресурсов и об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов для 49 субъектов Российской Федерации, в том числе для 29 субъектов, которые впервые перешли на РИМ в III квартале 2023 года.
Согласно постановлению Правительства РФ от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» переход системы ценообразования на новый метод определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта – ресурсно-индексный (РИМ) в субъектах РФ должен состоятся не позднее III квартала 2023 года.
Напомним, в соответствии с изменениями постановления Правительства РФ № 1452 от апреля прошлого года в 2023 году установлена процедура перехода каждого субъекта РФ к ресурсно-индексной модели ценообразования определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, при котором источниками формирования по новым проектам одновременно будут являться данные о сметных ценах из ФГИС ЦС и сметные цены в базисном уровне цен с индексами изменения сметной стоимости строительства к группам однородных ресурсов для строительных ресурсов информация о прямых сметных ценах которых будет отсутствовать в ФГИС ЦС.
Важным критерием при внедрении РИМ является наполняемость ФГИС ЦС ценовыми показателями строительных ресурсов. С момента создания данной государственной системы ее наполняемость практически приближалась к нулю, но с момента привлечения Минстроем России и ФАУ «Главгосэкспертиза России» в 2021 году к данной работе НОСТРОЙ и саморегулируемых организаций ситуация изменилась. СРО помогли региональным властям наполнить электронный сервис по номенклатуре основных ценообразующих ресурсов, привлечь новых производителей и поставщиков для регистрации в системе и выстроить устойчивые деловые связи всех участников процесса в субъектах РФ. При такой работе наполнение системы в целом по России увеличилось в 3,1 раза.
Работа в новом методе ценообразования во многом зависит от активности региональных властей. Более четверти регионов страны не уложились в отведенные нормативными актами сроки по переходу на РИМ.
НОСТРОЙ совместно с регионами сформировал несколько предложений по данному вопросу:
1. доработка ФГИС ЦС, направленная на упрощение и оптимизацию работы пользователей;
2. наделение СРО правом внесения информации о стоимости ресурсов по аналогии с функционалом региональных органов исполнительной власти, что безусловно, окажет положительный эффект на наполнение ФГИС ЦС прямыми ценами;
3. включение критерия переход на РИМ в течение 2023 года в рейтинг эффективности деятельности глав регионов.
Напомним, что ресурсно-индексный метод – это переходный период к использованию полноценного ресурсного метода, переход на который предусмотрен планом совершенствования системы ценообразования в строительстве и успех его реализации напрямую зависит от работы первых лиц регионов. Ведь объективная стоимость объекта капитального строительства – залог успешной реализации программы строительства, своевременно проведенных конкурсных процедур и сведение к нулю числа несостоявшихся торгов, о чем сегодня пока говорить рано.
Перечень регионов, не перешедших на РИМ:
Астраханская область
Владимирская область
Вологодская область
Забайкальский край
Кабардино-Балкарская Республика
Костромская область
Курганская область
Кемеровская область
Камчатский край
Ленинградская область
Московская область
Мурманская область
Магаданская область
Псковская область
Пензенская область
Пермский край
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Карелия
Республика Адыгея
Республика Калмыкия
Республика Тыва
Республика Бурятия
Саратовская область
Свердловская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Томская область
Удмуртская Республика
Ульяновская область
Чеченская Республика
Чукотский автономный округ
Ярославская область