Антон Глушков: НОСТРОЙ и СРО готовы помочь регионам перейти на РИМ

21 августа на публичное обсуждение был вынесен проект постановления правительства Российской Федерации, который фактически отодвигает срок перехода регионов на ресурсно-индексный метод ценообразования в строительстве еще на полгода – на 1 квартал 2024 года. Как такое решение оценивает профессиональное сообщество?

Перенос срока перехода регионов на ресурсно-индексный метод (РИМ) воспринимается в профессиональном сообществе весьма неоднозначно. Однако следует разобраться в причине такого решения, посмотрев в самый корень проблемы – в наполнение ФГИС ЦС. И здесь одним из ключевых игроков является Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), которое в 2021 году активно подключилось само и подключило региональные СРО к решению этой проблемы.

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков так прокомментировал появление проекта постановления о переносе сроков перехода регионов на РИМ:

- Переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства (РИМ) на текущий момент является одним из приоритетных направлений в части реформы ценообразования в строительной сфере

В соответствии с изменениями постановления Правительства РФ № 1452 от апреля прошлого года в 2023 году установлена процедура перехода каждого субъекта РФ к ресурсно-индексной модели ценообразования определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства. При РИМ источниками формирования по новым проектам одновременно будут являться данные о сметных ценах из ФГИС ЦС и сметные цены в базисном уровне цен с индексами изменения сметной стоимости строительства к группам однородных ресурсов для строительных ресурсов, информация о прямых сметных ценах которых будет отсутствовать в ФГИС ЦС. Поэтому наполняемость ФГИС ЦС ценовыми показателями строительных ресурсов – очень важный критерий при внедрении РИМ.

С момента создания ФГИС ЦС ее наполняемость практически оставалась близкой нулю. Ситуация начала менять в положительную сторону с момента привлечения Минстроем России в 2021 году к данной работе НОСТРОЙ и саморегулируемых организаций. Строительные СРО помогли региональным властям наполнить электронный сервис по номенклатуре основных ценообразующихресурсов, привлечь новых производителей и поставщиков для регистрации в системе и выстроить устойчивые деловые связи всех участников процесса в субъектах РФ.

Благодаря такой работе НОСТРОЙ и СРО наполнение ФГИС ЦС в целом по России увеличилось в 3,1 раза. На сегодняшний день не осталось ни одного субъекта с нулевыми показателями наполнения информационной системы.

Однако при этом средняя наполняемость ФГИС ЦС ценовыми показателями строительных ресурсов за 2 квартал 2023 года составляет всего чуть более 10%. В первом и втором кварталах 2023 года 20 субъектов РФ уже перешли на новый метод определения сметной цены. В конце августа ожидается переход на РИМ еще 29 субъектов.

Эта статистика свидетельствует, что многие регионы формально относятся к вопросам ценообразования в строительстве. Для перехода на новый метод действительно нужно приложить усилия по сбору данных в регионах и, естественно, в тех субъектах, кто формально отнесся в свое время к поручению Президента РФ от 17.07.2019 Пр-1381 ГС (п.3а-3) о создании региональных центров мониторинга цен строительных ресурсов. Пока работа в этом направлении не до конца эффективна.

Кроме того, мы получаем информацию из регионов о сложностях в работе ФГИС ЦС. Для оптимизации работы по наполнению ФГИС ЦС в июле 2023 года НОСТРОЙ направил в Минстрой России и в Главгосэкспертизу России консолидированные предложения по доработке сервиса.

Мы считаем, что работа системы саморегулирования в строительстве доказала свою состоятельность при работе с производителями и поставщиками, и видим цифры прироста, чего не было с момента ввода в эксплуатацию системы в 2016 году. Сегодня Главгосэкспертиза России хорошо отстроила систему контроля за ценами. Информация о цене ресурса, которую направляет региональный центр в систему, проверяется сотрудниками Главгосэкспертизы России и только после этого происходит публикация. Считаю, что по аналогии с региональным центром целесообразно дать региональным СРО право предоставления информации о цене строительных ресурсов, что безусловно, окажет положительный эффект на наполнение ФГИС ЦС прямыми ценами.

Однако наша практика показала, что не всегда региональные чиновники объективно воспринимают помощь СРО, рассматривая в этом некую конкуренцию. Мы считаем, что перенос срока перехода на новый метод ценообразования в строительстве нужно рассматривать в комплексе с оценкой деятельности глав регионов, чтобы данный вопрос был решен окончательно.

Напомню, что ресурсно-индексный метод – это лишь переходный период к использованию полноценного ресурсного метода, переход на который предусмотрен планом совершенствования системы ценообразования в строительстве, и успех его реализации напрямую зависит от работы первых лиц регионов. Ведь объективная стоимость объекта капитального строительства – залог успешной реализации программы строительства, своевременно проведенных конкурсных процедур и сведение к нулю числа несостоявшихся торгов, о чем сегодня пока говорить рано.

НАША СПРАВКА

Перечень субъектов РФ, перешедших на РИМ:

1. Архангельская область

2. Белгородская область

3. Ивановская область

4. Иркутская область

5. Кировская область

6. Курская область

7. Липецкая область

8. Нижегородская область

9. Новгородская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Оренбургская область

13. Ростовская область

14. Сахалинская область

15. Челябинская области

16. Алтайский край

17. Краснодарский край

18. Приморский края

19. Чувашская Республика

20. Республика Хакасия

Другие пресс-релизы