Лидеры порядка ста инициатив, попавших в «топ-1000» форума АСИ и Фонда Росконгресс «Сильные идеи для нового времени», приняли участие в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2023). Они презентовали потенциальным партнерам свои идеи по тематическим направлениям форума: 31 идея из трека Национальная технологическая инициатива (НТИ), 18 — из Национальной экологической инициативы (НЭИ), 17 — из Национальной социальной инициативы (НСИ), 12 — из Национальной кадровой инициативы, 11 — по теме предпринимательства, пять — из трека «Цифровые сервисы».
Мероприятия лидеров прошли с участием представителей Фонда Сколково, Министерства просвещения России, ВЭБ.РФ, АНО «Цифровая экономика», Российской академии наук (РАН), Высшей школы экономики, Фонда президентских грантов, ОАО «РЖД».
«Мы традиционно приглашаем лидеров проектов принять участие в Петербургском форуме. Нам было важно прежде всего познакомить авторов идей с потенциальными партнерами, инвесторами из числа крупных компаний, институтов развития, федеральных ведомств, зафиксировать интерес к тем или иным проектам, чтобы в дальнейшем уже выстраивать точеную работу между „крупными игроками» и лидерами проектов по принципу „потребность — решение». Форум — это всегда отличная площадка для поиска новых контактов, достижения каких-то предварительных договоренностей о сотрудничестве», — сказала директор центра развития партнерской сети АСИ Екатерина Кодзасова.
Среди представленных на форуме проектов особый интерес вызвали:
Развитие водного туризма в России
В зоне Азово-Черноморского побережья предлагается создать сеть марин — портов для яхт и судов прибрежного пассажирского сообщения, что обеспечит навигацию в береговой зоне, высадку и посадку пассажиров при неблагоприятных погодных условиях и безопасную стоянку судов у причалов. Всего планируется создать 44 марины, в каждой из которых будет находиться причал и пассажирский терминал для линий местного сообщения.
Космические аппараты для освоения низкого космоса до 200 км.
Авторы проекта хотят разработать отечественные малые спутники для низких орбит, а также создать программу освоения низкого космоса. Уже создан инновационный ионный двигатель открытого типа для малых спутников, использующий в качестве рабочего тела остаточные газы верхней атмосферы. В мае 2023 года при участии АО «ОКБ «Факел», дочерней компании «Роскосмоса», проведены первые успешные эксперименты. Сейчас никому в мире не удалось освоить «Низкий космос» из-за отсутствия специализированных двигательных установок, способных удерживать длительное время космический аппарат на низких орбитах до 200 км. В то же время большинство задач, стоящих перед космической отраслью, могут быть эффективно решены именно в «Низком космосе»: это дистанционное зондирование Земли, разведка, метеорология, картография, навигация.
IT-экосистема коллективного финансирования общественно значимых проектов. Авторы проекта Planeta.ru (крупнейшая в стране платформа народного финансирования общественно значимых инициатив) предлагают создать систему «единого окна» для начинающих предпринимателей. На отечественной крауд-платформе можно будет получить весь спектр необходимых услуг: не только собирать средства на запуск бизнеса, но и рассказать о нем, выйти на новую аудиторию, протестировать спрос, найти новых партнеров и инвесторов.
Модель транзита и предпрофессиональной подготовки подростков с аутизмом «Такой же другой». Предполагается создать инструменты диагностики актуальных навыков и определения сильных сторон учеников, на которые можно опереться в профессиональной ориентации и в выработке нужных функциональных навыков, организовать многопрофильное студийное пространство для трудового, социального, двигательного и бытового обучения.
СМАРТШКОЛА коллективного предпринимательства. Это серия онлайн- игр для ускоренной профориентации и подготовки управленцев от 14 до 35 лет. Одновременно в поток может зайти до 500 участников, которые формируют команды до 9 человек и играют в модели всей индустриальной цепочки — от сырья до сбыта. Основные индустриальные практики — это 30-дневный марафон без отрыва от основного обучения с решением реальных задач.