Единое цифровое пространство по контролю и управлению всеми службами, отвечающими за качество и надежность коммунальных сетей на территории крупнейшего мегаполиса, 25 апреля посетил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. В присутствии руководителя Центра управления Комплекса городского хозяйства Москвы (ЦУ КГХ) Евгения Балашова и его первого заместителя, председателя Комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасли Ирины Кузьма глава нацобъединения осмотрел основные помещения центра, оснащенные современным технологическим оборудованием.
Прежде всего Евгений Балашов рассказал президенту НОСТРОЙ об истории строительства ЦУ КГХ. Он открыт в мае 2022 года для объединения ключевых источников информации о работе организаций городского хозяйства Москвы и обеспечения оперативного и стратегического анализа показателей деятельности коммунальных служб и происходящих инцидентов. ЦУ КГХ осуществляет свою деятельность как обособленное подразделение ГБУ «Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства». Учреждение расположилось в промышленной зоне столичного района Печатники и функционально разделен на две части: одну из них занимает ЦУ КГХ, а вторую — ГБУ «Система 112».
Именно с нее начал свой ознакомительный маршрут Антон Глушков. Первый заместитель директора «Системы 112» Елена Каминская подробно рассказала о работе учреждения. Здесь расположен главный Центр обработки экстренных вызовов «Системы 112» города Москвы. Два зала рассчитаны на размещение 125 операторов дежурных смен. Специалисты, находящиеся здесь, обрабатывают вызовы по единому номеру «112», передавая информацию о происшествиях в экстренные оперативные службы.
На втором этаже здания под прозрачным куполом находится ситуационный зал Центра управления Комплекса городского хозяйства Москвы. Это просторный круглый зал с разноуровневыми подиумами, на которых расположены рабочие места специалистов. В ситуационном зале трудятся представители более 30 коммунальных предприятий Москвы — «Мосводоканала», «Гормоста», «Мосводостока», «Автомобильных дорог», «ОЭК», «Мосэнерго» и других структур, а также специалисты департаментов города Москвы и префектур 11 столичных округов. Аналитики в режиме реального времени отслеживают все параметры, анализируют сбои; из 50 источников собирают, структурируют и консолидируют поступающие данные, что позволяет проводить общегородскую аналитику по единым стандартам и оперативно принимать необходимые меры — это в разы увеличивает эффективность работы городских служб. Раньше, говорят специалисты, такой возможности у московских коммунальных служб не было.
Сотрудники центра продемонстрировали Антону Глушкову работу видеостены — на широкоформатном медиаэкране площадью 46 кв. м, собранном из 56 панелей 4К, выводится самая актуальная и важная информация о работе предприятий столичного Комплекса городского хозяйства, состоянии коммуникаций и происшествиях в городе. Центр обработки данных превосходит IT-ресурсы многих организаций в сфере ЖКХ.
В завершение осмотра Антон Глушков, Евгений Балашов и Ирина Кузьма обсудили вопросы использования наработанной практики ЦУ КГХ и внедрения аналогичных цифровых решений в строительстве.
«В первую очередь, должен отметить уникальный опыт центра как высокотехнологичного кластера, объединившего на своей площадке все структуры, обеспечивающие бесперебойную работу коммунальных систем Москвы. Появление такого центра в России — это серьезный рывок в сфере ЖКХ с точки зрения реагирования на события. В рамках перехода стройки на «цифру» участникам этого процесса стоит обратить пристальное внимание на этот опыт и взять его на вооружение», — резюмировал Антон Глушков.
«Строительство и городское хозяйство — связанные отрасли. Многие отработанные в ЦУ КГХ цифровые решения применимы и в строительстве. Аналитики «Московского аналитического центра» всегда открыты для передачи опыта коллегам и внедрения новых стандартов управления», — считает Евгений Балашов.