16 марта в Красноярске в рамках XI архитектурно-строительного форума Сибири состоялось расширенное заседание общественного совета при министерстве строительства Красноярского края «Кадры для строительной отрасли» (при участии Отраслевого консорциума «Строительство и Архитектура»). Организаторами мероприятия выступили министерство строительства Красноярского края и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). Заседание прошло под председательством руководителя Общественного совета при министерстве строительства Красноярского края Николая Глушкова.
Открывая заседание, Николай Глушков отметил, что на двух последних заседаниях Общественного совета регионального минстроя обсуждалась проблема обеспечения кадрами строительной отрасли, и важно, что сегодня к дискуссии подключились и федеральные организации.
«Нужно понять, почему после окончания вузов и колледжей молодежь не идет на стройки, а престиж отрасли такой низкий? В Стратегии-2030 записано, что залогом развития строительной отрасли и повышения производительности труда является цифровизация и повышение квалификации кадров строительной отрасли. Но главным все-таки остаются именно кадры, потому что даже цифровизация невозможна без людей», – отметил спикер.
Ректор НИУ МГСУ Павел Акимов подробно остановился на разработке Стратегии подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года, которой сегодня занимается главный строительный вуз России. Он
напомнил, что 21 февраля в послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию было заявлено, что нужно уходить от Болонской и возвращаться к традиционной системе подготовки кадров. Все это, заверил Павел Акимов, учтено в Стратегии подготовки кадров-2035. Кроме того, она увязывается с основными документами стратегического планирования строительной отрасли.
«Кадровая потребность в отрасли сегодня очень высока – в ней не хватает около миллиона человек. В стране осталось семь профильных строительных университетов, за последние 10 лет их число сократилось вдвое. Ежегодный выпуск составляет 30 тысяч студентов вузов и 45 тысяч – выпускников колледжей. При этом до строек доходит не более 50% всех выпускников, хотя после вузов студенты гораздо чаще идут в строительные компании», – привел данные ректор НИУ МГСУ.
Представляя стратегию, Павел Акимов рассказал о структуре и основных положениях документа. В центре Стратегии – не только высшее и среднее базовое образование, но и непрерывное самообразование и повышение квалификации всех участников строительного процесса. Также в Стратегии представлены современные тенденции и перспективы развития строительного образования с учетом современных технологий, в том числе внедрения технологий информационного моделирования, цифровизации отрасли и инноваций.
Если говорить о популяризации строительных профессий, то это очень непростая задача, потому что тот образ строителя, который сформирован в обществе, далек от того, чтобы привлекать в стройку абитуриентов. Эту тенденцию обязательно нужно менять, подчеркнул Павел Акимов.
Говоря о «постболонской» системе отраслевого образования, на которую должны перейти российские вузы с учетом того, что бакалавриат и магистратура продолжат действовать еще некоторое время, ректор НИУ МГСУ сообщил, что предлагается основное количество студентов обучать в рамках 5-летнего специалитета, но сохранить и бакалавриат для подготовки управленцев среднего и нижнего уровня. Опыт показывает, что самые подготовленные для работы по специальности – это именно выпускники специалитета. Отраслевое сообщество поддерживает такой переход, и теперь важно получить поддержку от Минстроя и Минобрнауки России.
Директор по развитию – руководитель Проектного офиса НОСТРОЙ Елена Парикова отметила, что согласно Стратегии развития строительной отрасли-2030 подготовка кадров выделена как одна из ключевых задач. Поскольку проблема дефицита кадров для отрасли стоит очень остро, требуется решение этой задачи, исходя из ресурсов Национального объединения строителей и всей отрасли в целом. НОСТРОЙ уже активно подключился к решению вопрсоа подготовки кадров для отрасли, причем в краткосрочной, а также средней и долгосрочной перспективе.
Если говорить о глобальном подходе, то необходимо работать с собственной системой образования, убрать перекосы в сроках обучения в средних и высших учебных заведениях, в контрольных цифрах приема абитуриентов, а также уделять повышенное внимание подготовке преподавателей.
«Очень важно привлекать экспертов и лидеров отрасли для работы со студентами, тем более, что эта тема перекликается с темой наставничества – 2023 год объявлен Президентом России Годом педагога и наставника. Нужно привлекать ярких лидеров отрасли к подготовке программ и преподаванию в вузах, тогда происходит смешение сильной академической школы и лидеров бизнеса, которое очень привлекательно для студентов», – отметила Елена Парикова.
Если говорить о повышении квалификации действующих специалистов, особенно в области цифровизации, то здесь НОСТРОЙ и НИУ МГСУ совместно развивают «Школу заказчика», которая очень популярна, еще и потому, что в нее внедрена независимая оценка квалификации. В 2023 году, сообщила спикер, планируется запустить «Школу подрядчика», которая будет направлена, прежде всего, на повышение квалификации генеральных подрядчиков и управляющих строительными процессами.
Для удовлетворения самых острых потребностей стройплощадок в рабочих кадрах НОСТРОЙ продолжает развивать программы обучения и привлечения квалифицированных строителей из стран Центральной Азии (пилотами стали Узбекистан и Таджикистан). Этой программе уже больше года, сегодня сняты все административные барьеры для такой работы как в России, так и в странах-донорах, и программа должна заработать более активно. Также налаживается взаимодействие НОСТРОЙ с Китаем, Кубой и Киргизией в части подготовки и привлечения зарубежных кадров на стройки России.
Заместитель руководителя Аппарата НОПРИЗ, председатель Комитета Российского Союза строителей по развитию профессионального образования и содействию занятости в строительной отрасли Надежда Прокопьева представила предложения НОПРИЗ по развитию интегрированных учебных программ «колледж-вуз» и программ специалитета в вузах. Кроме того, она остановилась на значимости системы независимой оценки квалификации в формировании высокопрофессиональной среды в строительной отрасли, а также на роли отраслевых национальных объединений в работе Консорциума строительных вузов.
Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров подчеркнул, что сейчас в системе профессионального образования происходят большие изменения. Это обязательно отразится на подготовке кадров для строительной отрасли, считает глава НОПРИЗ, тем более, что только строительная отрасль сейчас показывает позитивные результаты, на которые должна ориентироваться вся экономика страны.
Анвар Шамузафаров напомнил, что раньше финансирование техникумов и колледжей шло из Госстроя России, и в начале 2000-х годов таких средних учебных заведений было более 100. Но затем ссузы передали на уровень
регионов, и это привело к тому, что количество строительных колледжей уменьшилось в два раза, и теперь ситуация с кадрами приобретает критический характер. По мнению президента НОПРИЗ, для решения кадровой проблемы нужно увеличивать количество строительных вузов, а средние специальные учебные заведения следует опять перевести на уровень государственного федерального финансирования.
«Не нужно заимствовать кадры за рубежом – у нас есть население, которое можно успешно готовить для строительной отрасли», – резюмировал он.