Совершенствование законодательства в части повышения качества организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах обсудили сегодня на круглом столе в Совете Федерации. Участие в дискуссии под председательством руководителя Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрея Шевченко приняли замминистра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько, аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова, исполнительный директор АРОКР Анна Мамонова, вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Аркадий Чернецкий, руководители региональных минстроев и департаментов капремонта.
Среди общих проблем, которые обозначили различные субъекты РФ, Андрей Шевченко перечислил низкую эффективность мониторинга состояния многоквартирных домов (МКД), неприменение имеющихся результатов мониторинга при составлении графика и определении сроков проведения капремонтов, недостаточность финансирования работ. Он подчеркнул, что нужно выстроить эффективную, отлаженную систему учета технического состояния жилищного фонда и решить проблему с определением состава работ и стоимости материалов и услуг.
Вице-президент НОСТРОЙ Аркадий Чернецкий призвал посмотреть на исполнение программ капитального ремонта глазами подрядчика. Он сообщил, что по данным торговой площадки РТС тендер в 2022 году не состоялось 88% торгов (0 или 1 заявка подана на торги), осуществляемых в соответствии с постановлением Правительства РФ № 615. Подрядчики не идут на эти контракты, а значит есть риски неисполнения программ.
«Регионы научились пересматривать программы, менять адреса и состав работ, делая, например, ставку на замену лифтов, так как по объему денег это может показать 100%-ное выполнение программы. Но в этом случае вопрос замены внутридомовой инженерной инфраструктуры, к примеру, уходит на задний план», – отметил Аркадий Чернецкий.
И главный вопрос, который влияет на ситуацию, – это ценообразование. Среди основных причин низкой активности подрядных организаций вице-президент НОСТРОЙ назвал некорректную (низкую) начальную максимальную цену контракта (НМЦК), долгий период оплаты работ – он может растягиваться от года до трех лет с момента выполнения капремонта, а также устаревшую сметную документацию, по которой проводятся торги.
Кроме того, Аркадий Чернецкий обратил внимание участников круглого стола на остатки средств на счетах региональных операторов. Хотя число регионов, где эти остатки превышают порой годовое начисление, сокращается, однако проблема остается, например, в Краснодарском крае (6,7 млрд рублей –1,8 годового начисления), Пермском крае (5,4 млрд рублей – 2,2 годового начисления), Тверской области (2 млрд рублей – 2,2 годового начисления).
Вице-президент НОСТРОЙ отметил аморфность системы в части реализации постановления Правительства РФ № 1667, которое дало возможность пересматривать цену контракта из-за роста стоимости строительных материалов. Особенно явственно это видно на фоне успешного применения аналогичного ПП РФ № 1315, распространяющегося на бюджетную стройку.
Аркадий Чернецкий перечислил меры, которые предлагает НОСТРОЙ для снижения рисков подрядных строительных организаций и своевременного исполнения в полном объеме региональных программ капремонта:
взять на контроль процесс корректировок региональных программ капремонта с сравнением программы на начало года и результатов, которые получили в конце именно по этой редакции программы;
установить требования по оплате выполненных работ по капремонту МКД по аналогии с условиями контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ;
разработать индексы изменения сметной стоимости строительства для капремонта по видам работ (ремонт кровли, внутренние инженерные сети и т.д.);
внести изменения в ГрК РФ по аналогии с бюджетным строительством, обеспечивающие реализацию приказа Минстроя России 841/пр в части сметы контракта и возможности использования сметных нормативов только для определения НМЦК;
формирование реестра квалифицированных строительных подрядных организаций, которые могут быть допущены к участию в электронных торгах по капитальному ремонту (в соответствии с требованиями действующего законодательства период действия результатов предварительного отбора составляет 3 года, в течение которых определенные профессиональные компетенции подрядчика могут изменяться в ту или иную сторону).