Заместили практически все — так говорят сегодня подавляющее большинство российских девелоперов. Даже вопрос с лифтовым оборудованием, долгое время считавшийся одним из самых проблемных, постепенно теряет остроту. Конечно, еще не все решено, но давно уже нет импортозаместительной паники
Кажется, тема импортозамещения в строительной отрасли потихоньку начинает терять остроту. В первой половине 2022 года едва ли не каждая девелоперская компания рассказывала, в каких странах побывала, с какими новыми потенциальными партнерами переговорила и какую альтернативу европейской или американской продукции нашла или хотя бы присмотрела.
Сегодня разговоры о важности каталога импортозамещения, который Национальное объединение строителей и Минстрой запустили прошлой весной, о плюсах и минусах практики перехода на аналоги и в целом о положении дел в области импортозамещения сводятся примерно к следующему: про каталог знаем, используем, хорошее дело, импортозаместили практически все.
Александр Ткаченко, вице-президент, директор департамента закупок ГК ФСК:
«Идея создания данного ресурса достаточно актуальная. Что касается нашей компании, то в настоящее время практически все ранее используемые на объектах ГК ФСК импортируемые материалы и оборудование заменены на продукцию отечественных производителей и поставщиков из дружественных стран. Но в случае возникновения каких-либо вопросов по расширению этого пула мы обращаемся в том числе и к каталогу импортозамещения, поэтому рекомендуем не останавливать работу по его развитию».
Кирилл Мазикин, генеральный директор ООО СК «МИС» (застройщик «Главстрой Регионы»):
«Нам известно, конечно, о каталоге НОСТРОЙ, и мы им пользуемся. В 2021 году, после связанного с пандемией нарушения логистических цепочек наша компания вплотную занялась решением задач импортозамещения, и в 2022 году по стройматериалам мы полностью перешли на российских производителей, как и большинство наших подрядчиков. Что касается инженерного оборудования, то проведена работа по импортозамещению комплектующих системы видеонаблюдения «Безопасный регион», а также IT-среды жилых домов и общественных зданий по объектам строительства».
Алексей Солодовников, руководитель департамента строительства девелоперской компании Glincom:
«Да, периодически применяем каталог импортозамещения в своей работе. Я оцениваю его как важную и необходимую часть строительного процесса. Данный каталог упрощает работу по подбору оборудования в первую очередь государственному заказчику, проектировщикам. Кроме того, он дает возможность сократить время на замену материалов и оборудования, а также сделать саму замену адекватной. Что касается импортозамещения, в целом у нас нет с этим проблем. Наши сотрудники всегда готовили развернутую информацию, которая включала данные по альтернативному оборудованию и материалам, поэтому мы смогли быстро перестроиться. На данном этапе удалось заместить все материалы и технику. Пока нет срывов поставок по срокам, входной контроль не выявляет значительных отклонений — они примерно в одинаковых объемах с замещенными материалами».
Безусловно, проблем еще предостаточно, со строительной техникой, например: этот сегмент называют самым узким местом всего процесса импортозамещения. Сейчас пути решения совместно ищут НОСТРОЙ, Росавтодор и компании-производители.
Долгое время одной из самых острых считалась ситуация в сегменте лифтового производства: уход с рынка сразу четырех основных игроков — Otis (США), Kone (Финляндия), Schindler и Thyssen (Германия) — мог хоть кого повергнуть в шок, особенно в сфере высотного строительства.
Первым делом россияне в поисках альтернативы, конечно, повернулись в сторону азиатского рынка. И не зря, как оказалось. «Узнали, что в Новосибирске давно уже ставят китайские лифты, там сформирована база обслуживания и запчастей. Мы уже побывали там, поговорили с китайцами и с теми жильцами, которые пользуются этими лифтами. Видим, что это хороший продукт, который тоже можно использовать», — приводит телеграм-канал «Законы стройки» мнение директора по девелопменту MR Group Александра Сурменева.
Оттуда же слова директора ГК «Аксиома» Андрея Черничкина: «Лифты будем заказывать у Xizi из Китая. Это дешевле, чем «Щербинские лифты», на 20%, а качество не уступает. С логистикой проблем не возникло». Приятно слышать, потому что эксперты нередко утверждают: Китай никогда не рассматривал Россию как интересный для себя рынок, российская дилерская сеть у азиатских производителей развита слабо, и все отношения приходится строить чуть ли не с нуля и с большим трудом.
Про стоимость «Щербинских лифтов» в другой раз (может, они и правда дороже китайских, тогда интересно бы понять, за счет чего). Но в объявленных планах «Дом.РФ» создание холдинга, способного закрыть 40% лифтовых потребностей России. Импортозамещение возьмут на себя Щербинский лифтостроительный завод, Карачаровский механический завод, омский «Сиблифт». Хотя, как говорят в «Дом.РФ», непременно потребуются инвестиции в модернизацию производства — около 2-3 млрд рублей.
Словом, предполагаемой весной лифтовой катастрофы не случилось. Но и полного импортозамещения пока не произошло, констатируют «Законы стройки». В частности, по мнению экспертов телеграм-канала, в уязвимом положении оказались проекты на высокой стадии готовности. Им грозит перепроектирование в части лестнично-лифтовых узлов, поскольку шахты сделаны под европейские лифты.
Сохраняется проблема со скоростными лифтами: отечественным предприятиям для их производства требуется серьезный объем инвестиций, поэтому пока большинство российских лифтов подходят для зданий не выше 100 метров или 30-35 этажей. Хотя, например, завод МЭЛ (АО «Московское электрооборудование и лифты»), принадлежащий ГК ПИК, собирается в том числе наращивать производство скоростных лифтов (2,5-4 метра в секунду).
Сроки поставок увеличились с трех-четырех до пяти-шести месяцев, и это влияет на сроки сдачи объектов. К тому же экономическая ситуация спровоцировала подорожание лифтов, в том числе российских, на 20-30%, и это влияет на стоимость проектов. Наконец, все еще сохраняется зависимость российских лифтостроительных предприятий от зарубежных электронных компонентов, а это влияет уже вообще на все.
Наверняка свое слово в решении этих проблем скажет российский «Метеор лифт» (бывший «Отис лифт»): как отмечают в компании, важное стратегическое направление, которое планируется развивать, — дальнейшая локализация продукции, разработка новых технологий и цифровизация производства и сервиса. Для решения этих задач создан собственный научно-исследовательский центр — НПП «Метеор», где будут создаваться отечественные технологии, в том числе будет вестись разработка новых моделей лифтов, которые наиболее востребованы рынком.
«Однако на первом этапе особенно актуально начинать работы в области импортозамещения именно с комплектующих, так как многие продукты включают импортные запчасти. Работа в этом направлении уже началась. В частности, компания «Метеор лифт «выиграла открытый конкурс Министерства промышленности и торговли РФ на получение субсидии на проведение НИОКР по разработке критически важного компонента лифта — частотного преобразователя, который сегодня производится только за рубежом. Конечная цель данного процесса — полный отказ от импорта частотных приводов и повышение технологической устойчивости лифтовой отрасли в России», — подчеркивают в компании.
А вообще, «Метеор лифт» ставит перед собой сверхамбициозную цель: обеспечить не менее 75% покрытия коммерческого сегмента рынка вертикального транспорта в России, предоставив заказчикам доступ ко всей продуктовой линейке — от эскалаторов, траволаторов и стандартных лифтов экономкласса до премиум-сегмента скоростных и высокоскоростных лифтов.
Есть структуры, мнением которых почему-то принято интересоваться в последнюю очередь или не интересоваться вовсе. А зря: эксплуатирующие и управляющие компании — как раз те, кто лучше всех знает, что таит в себе импортозамещение. Как отмечает операционный директор компании MD Facility Management Борис Мезенцев, с техникой, которая используется в рамках импортозамещения, им уже приходилось сталкиваться. Не без вопросов, но в целом — ничего, пойдет.
Борис Мезенцев, операционный директор компании MD Facility Management:
«Важно понимать, что российские аналоги для некоторого оборудования существовали и раньше. Но сейчас оно стало использоваться чаще из-за того, что процесс поставки зарубежного оборудования усложнился и выросла его стоимость. Сроки и частота ремонтов этого оборудования принципиально не отличаются от зарубежных образцов. И, естественно, гораздо лучше выглядит ситуация с запасными частями. Для российского оборудования они есть в наличии, хотя по зарубежной продукции многие вещи доставляются под заказ, и сроки могут достигать двух месяцев. Кроме того, из-за проблем с логистикой эти запчасти подорожали примерно на 20%».
Основатель компании Facility Management Communications (FMC) Денис Троценко считает: сказать, что как таковое системное импортозамещение, позволяющее целиком и полностью заменить отлично себя зарекомендовавший инженерный элемент или целиком систему на наш, российский аналог, реализовано, нельзя. Все стало дороже и сложнее, при этом замещаются пока только локальные части какой-то системы или программные продукты, хотя и с этим в девелопменте и эксплуатации большущие проблемы. Но процесс идет, развиваясь сразу в нескольких направлениях.
Денис Троценко, основатель компании Facility Management Communications (FMC):
«В эконом- и комфорт-классе как использовали кабельную продукцию, отделочную плитку, крышные и другие вентиляторы, системы обнаружения и тушения пожаров и другие системы российского производства, так и продолжают активно продвигать теорию о нерушимости локального производителя… Спорно, но уж как есть. Даже если по какой-то нелепой случайности какая-то часть оборудования была иностранного производства, то в домах этих классов локальную замену на российский аналог никто не заметит: работает, и слава богу. Это уже практика. С высокобюджетным жильем все чуть сложнее, но и здесь практика работает по схеме «замена другим импортным аналогом». Это особенно относится к системам вентиляции и кондиционирования: стали активно ввозить Турцию и Китай — товары этих производителей очень неплохо ассимилировались на премиальных объектах. И, безусловно, не стоит сбрасывать со счетов параллельный импорт, когда все, что тебе надо, завозится в нашу страну, только с чуть более долгими сроками доставки».
Конечно, текущая ситуация сказалась на ценообразовании: все комплектующие выросли в цене в диапазоне от 10% до 40%, и стоимость китайских и турецких аналогов сопоставима сейчас со стоимостью европейских систем и комплектующих, подчеркивает эксперт. «При этом собственники помещений категорически отказываются повышать тарифы на обслуживание, а субсидий нет. Приходится переписывать технологические карты и планы предупредительных и профилактических работ для обеспечения безаварийной работы инженерных систем. Присматриваемся. Наблюдаем. Следим за выработкой замещенных элементов и агрегатов систем», — таков сегодняшний день Дениса Троценко и его коллег по цеху.