В парке науки и искусства «Сириус» в Сочи Владимир Путин провёл встречу с участниками II Конгресса молодых учёных и слушателями программы развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования.
В.Путин: Добрый день, дорогие друзья!
Рад вас всех приветствовать.
В прошлом году это был первый такой опыт — и проведения Конгресса молодых учёных, и беседы с вашими коллегами.
Эти мероприятия неслучайно проходят на площадке «Сириуса» — я думаю, что и вам теперь тоже понятно почему. Правда, здесь есть и люди, которые, я вижу, работают на этих площадках, они-то уж точно понимают, почему здесь встречаются молодые исследователи.
В целом считаю, что нам удалось на территории бывшего олимпийского кампуса создать очень хороший образовательный кластер для детей, но и, как и планировали, мы делаем следующие шаги: создаём здесь лаборатории самого высокого уровня и класса, мирового класса, без всякого преувеличения, университет создан. Надеюсь, что в будущем удастся создать и производственные площадки. Не такие, конечно, как Путиловский завод, здесь такого не нужно, но высокотехнологичное производство по отдельным направлениям совершенно точно можно будет развернуть. И это будет абсолютно замкнутый цикл — от школы до производства.
Здесь возможны и фундаментальные исследования, здесь возможны прикладные исследования — здесь всё можно делать. И думаю, что это удачный выбор площадки.
Но дело, конечно, не только в этом. Дело в том, что сам конгресс, на мой взгляд, — очень востребованное мероприятие, потому что молодые люди вообще и всегда устремлены в будущее. Потому что молодые — вся жизнь впереди. А молодые учёные соответствующим образом настроены на карьеру в той области, которой решили посвятить свою жизнь. Это, в свою очередь, означает, что, когда такие люди, как вы, собираются вместе, это даёт государству возможность не только вас послушать, но и сделать соответствующие выводы, и помогает государству сориентироваться в задачах развития науки, в целеполагании развития науки.
Это чрезвычайно важно, потому что задач в этом смысле очень много. Одна из них, — может, самая главная, — это необходимость сразу перейти к новому уровню технологического развития. Думаю, что вы наверняка об этом между собой говорили и будете точно говорить. Возникает всегда вопрос: вот этот большой скачок — известно, где и когда эта идея родилась, — он возможен или нет, в науке и у нас, и сейчас? Думаю, что точно возможен, имея в виду те фундаментальные заделы, которые сделаны предыдущими поколениями, а сделано немало.
Да, конечно, многое утрачено за 1990-е годы, когда всё разваливалось, и наука разваливалась, в образовании возникли проблемы. Но тем не менее фундаментальные основы были такими мощными, что развалить всё не удалось.
А то, что вы здесь собираетесь, в «Сириусе», и говорите о будущем науки, — это лишний раз подчёркивает, что эти самые фундаментальные, базовые основы образования и науки в России являются очень мощными. Это даёт нам право полагать, что этот скачок, переход к новому технологическому укладу, конечно, в нашей стране здесь и сейчас возможен.
Но само по себе ничего не происходит, всё делают люди. А молодые исследователи — это как раз те люди, на которых нужно возлагать надежды. Государство так и делает — возлагает надежды именно на вас и на таких, как вы.
Но для того, чтобы всё это произошло, — это по щелчку не делается, — на это должно быть настроено всё общество. И это вторая наша задача, общая задача — нужно настроить именно все институты государственной власти, все структуры, все общественные организации, всех граждан на то, чтобы убедить всё общество в том, что суверенитет, будущее технологического развития, технологический суверенитет, промышленный, даже ценностный суверенитет может быть основан и может состояться только на базе фундаментальной и прикладной науки, только на научной базе. Потому что — собственно, и всегда так было, а сейчас это особенно важно, вы об этом знаете лучше, чем кто-либо, — жизнь складывается таким образом, и успех каждого в отдельности, каждого государства и объединений государств в значительной степени зависит от результатов научной деятельности, фундаментальных и используемых прикладных разработок во всех сферах жизни. И эта задача тоже имеет огромное значение.
Что значит, когда я говорю «убедить общество, государство, все государственные институты»? Это значит побудить всех к совместной с вами эффективной, постоянной, системной работе. И в этом случае, безусловно, нас ждёт успех.
О подготовке кадров в науке, также, как и о подготовке кадров вообще, мы говорим часто, если не сказать — всегда. Здесь, по-моему, тоже по инициативе ваших коллег в прошлом году мы запустили проект подготовки кадров для работы в научной среде. Я думаю, что здесь, наверное, есть те, кто занимаются по этому направлению. Сейчас всего небольшое количество — 85 человек. Мы говорили об этом на встрече с вашими коллегами в прошлом году, но так всё долго, бюрократическая машина такая ржавая — только в октябре запустили эту программу. Она, по-моему, рассчитана до мая следующего года. 85 человек — это не много, не мало, это первый шаг.
А вообще-то, по большому счёту, нам нужно, конечно, не точечно работать, заместителей и руководителей каких-то учреждений собирать, а наладить системную работу по всей стране. Здесь Минобрнауки, конечно, Правительство в целом, регионы должны будут поработать, и в том числе с вашей помощью — тоже надеюсь на неё — выработать единые подходы к подготовке не просто научных кадров, а тех людей, которые в этой сфере могут выполнять не только научную работу, но и руководить научными коллективами.
Ещё одна актуальная задача — это, конечно, интегрирование новых территорий России в научную среду, в образовательную среду. Ясно, что здесь прежде всего людям, которые пришли и проголосовали, нужно, что называется, врасти в российскую действительность. И России нужно прежде всего там закрепиться основательно, но это закрепление означает не только решение вопросов военно-политического характера — это означает работу на этих территориях и с людьми так, чтобы люди почувствовали преимущество от вхождения в Россию.
Мне один из руководителей новых территорий рассказывал, как на одной из них в очереди стоят семьи с детьми на медицинское обследование, профилактическое, которого не было, наверное, никогда на этих территориях.
При всех сложностях, при всём трагизме происходящих событий это явно позитивное событие. Но это только один пример, а они должны быть везде, и тогда этот процесс будет надёжным, устойчивым и успешным. В успехе я не сомневаюсь, но нужно действовать таким образом, чтобы он был осязаемым и наступал как можно быстрее и основательнее.
Наверное, это всё, что я хотел бы сказать в начале. Очень вас прошу, чтобы наша встреча не была днём вопросов-ответов, тем более что если вы будете задавать какие-то специфические вопросы, то мне вряд ли удастся на них полноценно, красиво и интересно ответить. А я бы хотел просто услышать ваше мнение о том, что нужно делать, как делать, в какие сроки это делать, какая вам нужна поддержка, для того чтобы исследовательская деятельность, чтобы наука и связанное с ней образование, разумеется, развивались успешно, быстрыми, нужными нам темпами и приносили необходимые, нужные результаты стране.
Всё. Спасибо вам за внимание, как говорят в таких случаях.
Пожалуйста. Наверняка есть какие-то предложения, вопросы. Пожалуйста, прошу.
Продолжение следует.