Об этом заявил координатор Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) по Сибирскому федеральному округу, вице-президент Российского Союза строителей (РСС), председатель Комитета РСС по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий Максим Федорченко на заседании Комиссии по строительному комплексу Российского Союза промышленников и предпринимателей 18 октября. Он озвучил предложения возглавляемого им Комитета РСС, сформулированные на основе анализа проблем, выявленных при подготовке и реализации проектов КРТ в регионах. По видео-конференц-связи к дискуссии подключились представители профильных региональных министерств, департаментов, профессиональных объединений из 20 субъектов Российской Федерации.
Модератором заседания выступил председатель Комиссии РСПП по строительному комплексу, президент РСС Владимир Яковлев. Он заявил, что за 9 месяцев 2022 года в России введено в эксплуатацию 79,1 млн квадратных метров жилья, что на 26% выше показателя аналогичного периода прошлого года, и выразил уверенности, что все плановые задания для строительной отрасли на 2022 год будут успешно выполнены.
Александр Ломакин рассказал о практике реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ), уделив особое внимание нормативному регулированию в этой сфере.
Вице-президент РСПП по финансовой политике и развитию секторов экономики Александр Мурычев отметил, что тема КРТ намного шире вопросов непосредственно строительства: она охватывает общественное развитие в целом. Поэтому и рассматривать, прорабатывать ее надо глубже и шире, на всех уровнях – в том числе, в разрезе проблем импортозамещения, подготовки кадров и т.п.
Заместитель генерального директора Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Наиль Сайфуллин указал на остроту проблемы расселения жилья. На сегодняшний день в России официально признано аварийным более 20 млн кв. м жилых домов, около 100 млн кв. м имеют признаки ветхости (такие дома, по ГрК РФ, тоже могут быть расселены в рамках проектов КРТ).
«Работу по расселению жилых домов указанных категорий мы считаем для себя приоритетной, особенно с учетом того, что в результате их сноса освободятся территории под строительство, на которых можно возвести до 250 миллионов квадратных метров нового жилья», — сказал Наиль Сайфуллин.
Максим Федорченко отметил, что инструмент КРТ открывает возможности гармоничного распределения населения по территории страны, равномерного развития не только крупных агломераций, но и множества малых населенных пунктов.
«По сути, сегодня КРТ является единственным механизмом, который способен сделать привлекательными очень обширные территории во многих российских городах – территории с низким качеством среды, где сегодня преобладает ветхое и аварийное жилье», — сказал он.
Понимая этот тренд, частный бизнес все активнее начинает заходить в проекты КРТ, и это позитивный фактор, подчеркнул координатор НОСТРОЙ по СФО, добавив при этом, что без частного бизнеса, усилиями только государства, огромные задачи КРТ решить в принципе невозможно. Для вовлечения бизнеса в КРТ необходимо единое прозрачное информационное пространство, эффективное правовое регулирование, а самое главное – обеспечение рентабельности проектов, без которой у бизнеса не будет интереса ими заниматься.
Далее Максим Федорченко рассказал о ключевых направлениях деятельности возглавляемого им Комитета РСС в вопросах КРТ.
Перейдя к обзору тех проектов КРТ, которые уже были запущены в регионах, Максим Федорченко обратил внимание на то, как активно в их рамках стала строиться и развиваться социально-бытовая, инженерная и транспортная инфраструктура. Степень проникновения механизма КРТ достаточно высока, и те регионы, где его еще нет – такие, как Ленинградская, Псковская области – остались в меньшинстве. Отстающим субъектам, по мнению Максима Федорченко, нужно как можно скорее начинать работу в рамках механизма КРТ. Сейчас это стало удобнее, поскольку уже накоплен практический опыт, и Минстрой РФ выпустил соответствующие методические рекомендации.
По информации из 45 субъектов РФ, озвученной Максимом Федорченко, суммарно на сегодняшний день в этих субъектах в работе на разных стадиях находится 233 проекта КРТ. Из них в Новосибирской области – 21 проект, в Самарской области – 17 проектов, в Тюменской области – 15 проектов. Более 10 проектов приходится на каждый из таких регионов, как Архангельская, Астраханская, Белгородская, Калужская, Тамбовская области, Краснодарский, Пермский, Хабаровский края, Ямало-Ненецкий АО. Из общего числа проектов всего 27 осуществляются самостоятельно муниципалитетом или юридическим лицом, определенным субъектом РФ. Подавляющее большинство проектов реализуются или планируются к реализации по итогам торгов на право заключения договора о КРТ.
«Это подтверждает, что именно частный бизнес у нас является основой комплексного развития территорий», — отметил Максим Федорченко.
В части финансирования из 233 проектов на поддержку 19 проектов выделены средства инфраструктурных бюджетных кредитов на общую сумму более 25 млрд рублей; преимущественно эти деньги направлены на инженерные сети и дороги. Прорабатываются варианты инфраструктурной поддержки проектов КРТ от ДОМ.РФ при помощи такого инструмента, как инфраструктурные облигации.
Субсидии при переселении из аварийного жилья получили застройщики по трем проектам КРТ на общую сумму 727 млн рублей.
«К сожалению, крайне редко регионы предоставляют какие-то собственные льготы застройщикам при их вхождении в проекты КРТ. Редкое исключение – Иркутская область, где действуют соответствующие льготы при подключении к инженерным сетям, и Калининградская область, где по льготным схемам предоставляют земельные участки. Между тем, учитывая тот объем обязательств, который берет на себя бизнес, входя в проекты КРТ, весьма справедливо и целесообразно было бы оказывать ему более серьезную поддержку», — обратил внимание участников совещания Максим Федорченко.
В заключение своего выступления он озвучил предложения Комитета РСС по совершенствованию механизма КРТ, сформулированные на основе анализа проблем, выявленных при подготовке и реализации проектов КРТ в регионах. В их числе:
· установить возможность принятия одного решения по КРТ и заключения одного договора по КРТ в отношении двух и более несмежных территорий, в том числе возможности объединения в одну территорию земельных участков из разных видов КРТ (жилой застройки, нежилой застройки, незастроенной территории);
· установить возможность реализации проектов КРТ жилой застройки на территориях, полностью занятых объектами ИЖС, домами блокированной застройки и садовыми домами;
· установить возможность исключения многоквартирных домов из решения о КРТ только до проведения торгов на заключение договора о КРТ;
· пересмотреть порядок установления зон приаэродромных территорий, а также вопрос о целесообразности регулирования указанных видов ЗОУИТ на региональном уровне;
· установить запрет на изменение границ охранных и защитных зон объектов культурного наследия при КРТ, ограничение проведения историко-культурной экспертизы в пределах территории КРТ;
· предусмотреть возможность внесения изменений в программы развития коммунальной, социальной, транспортной инфраструктуры, а также в инвестиционные программы естественных монополий на основании принятого решения о КРТ (чтобы застройщик, входя в проекты КРТ, не остался на своей перспективной площадке без инфраструктурного обеспечения);
· предусмотреть в договорах КРТ обязательства органов госвласти субъектов РФ и органов МСУ по выкупу объектов социальной инфраструктуры, создаваемых лицом, заключившим договор о КРТ, и определить условия выкупа (это поможет сразу обеспечивать площадки КРТ «социалкой», а не просто оставлять под нее земельные участки с перспективой строительства «когда-нибудь потом», как зачастую происходит сегодня на практике);
· вернуть процедуру согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО) для всех субъектов РФ;
· установить возможность расселения из аварийного фонда без процедуры изъятия, с согласия собственника;
· установить в отношении проектов КРТ по инициативе правообладателя возможность применения упрощенного порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории;
· предусмотреть возможность изъятия части участка для государственных или муниципальных нужд;
· внести положение о том, что территория КРТ может быть многоконтурной, т. е состоять из участков, не имеющих смежных границ; и некоторые другие.
Максим Федорченко предложил по итогам обсуждения в течение 7-10 дней доработать вышеприведенный перечень с учетом дополнительных инициатив от регионов и внести в резолюцию.
Комментируя выступление Максима Федорченко, Александр Ломакин призвал регионы активнее пользоваться бюджетной поддержкой комплексного строительства.
Почетный президент Национального объединения строителей Ефим Басин подчеркнул высокую значимость законодательства о КРТ в деле развития российских городов. По его мнению, нужно активнее использовать механизм КРТ в средних и малых городах. Он также рекомендовал законодательно усовершенствовать включение ИЖС в проекты КРТ, и посоветовал руководителям регионов шире использовать при реализации проектов КРТ те возможности государственной поддержки, которые уже заложены в действующем законодательстве.