Ценообразование в строительстве на территории Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов стало ключевой темой расширенного заседания Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрое России 19 октября в Екатеринбурге. Мероприятие прошло под председательством президента Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), руководителя Комиссии Антона Глушкова в рамках деловой программы нацобъединения на Международном строительном форуме и выставке 100+ TechnoBuild
Одним из основных вопросов дискуссии, которые обозначил Антон Глушков, стала практика реализации в трех федеральных округах механизма пересмотра твердой цены госконтракта на строительство и капремонт в многоквартирных домах из-за роста цен на строительные ресурсы.
Директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Владимир Калинкин заявил, что механизм изменения цены договоров, предусмотренный постановление Правительства РФ №1315, давно зарекомендовал себя – благодаря ему пересмотрено большое число госконтрактов, но по-прежнему не все регионы активно пользуются этим инструментом.
«Надо отдать должное НОСТРОЙ, который был одним из основных двигателей этой идеи, поскольку в нацобъединении прекрасно понимают, что недофинансирование контрактов рано или поздно приведет если не к банкротству, то к серьезным проблемам у подрядчиков. Механизм [пересмотра твердой цены госконтракта] есть – он рабочий и понятный», — сказал Владимир Калинкин.
Антон Глушков доложил о ситуации с реализацией механизма пересмотра цены контракта в связи с ростом цен на строительные ресурсы в регионах СФО, УФО и ПФО, представив данные мониторинга НОСТРОЙ по системе «светофоров».
Так, в Сибири в настоящий момент количество положительных заключений органов Главгосэкспертизы составляет 135, а заключенных дополнительных соглашений – 96. Кроме того, заметил президент НОСТРОЙ, почти по 30% заключений подписаны дополнительные соглашения. На Урале количество повторных заключений составляет 47, а заключенных дополнительных соглашений – 35. В Приволжье число повторных заключений – 179, заключенных дополнительных соглашений – 98. Эти показатели, подчеркнул Антон Глушков, говорят о том, что работу по пересмотру твердой цены госконтрактов в регионах этих округов необходимо усиливать.
Глава НОСТРОЙ остановился на вопросе кассового исполнения действующих контрактов в Сибири, на Урале и в Приволжье.
«Не могу сказать, что ситуация везде выглядит позитивно. На октябрь исполнение по контрактам в Приволжском и Уральском федеральных округах составляет 39%, в Сибирском федеральном округе — 37%. И это при том, что Правительство России выделило из резервного фонда средства в размере 154,8 млрд. рублей на компенсацию подрядчикам понесенных затрат в связи с ростом цен на стройматериалы», — резюмировал Антон Глушков.
Говоря об исполнении программы капремонта в многоквартирных домах, президент НОСТРОЙ сказал, что ряд субъектов в Сибирском, Уральском и Приволжском федеральных округах в первом полугодии 2022 года продемонстрировали низкие показатели.
«Лучшее, что у нас есть по итогам 8 месяцев по исполнению программы капитального ремонта в регионах – это 55-70%. Большая часть субъектов по исполнению программы варьируется в районе 30-35%. Конечно, основная часть исполнения приходится на конец года, и можно говорить, что опыт приходит постепенно, но нынешние цифры говорят о том, что исполнение оставляет желать лучшего», — сказал Антон Глушков.
Говоря об исполнении программы капремонта в многоквартирных домах, президент НОСТРОЙ отметил, что ряд субъектов в Сибирском, Уральском и Приволжском федеральных округах в первом полугодии 2022 года продемонстрировали низкие показатели.
«Лучшее, что у нас есть по итогам 9 месяцев по исполнению программы капитального ремонта в регионах – это 55-60%. Большая часть субъектов по исполнению программы варьируется в районе 30-35%. Конечно, основная часть исполнения приходится на конец года, и можно говорить, что опыт приходит постепенно, но нынешние цифры говорят о том, что исполнение оставляет желать лучшего», — сказал Антон Глушков.
Одной из причин низкого исполнения является неприменение на практике постановления Правительства РФ №1667, которое позволяет региональным операторам изменять твердую цену контрактов. Основной аргумент, который приводят стороны – существенное отклонение на торгах, в 15-20%. Это происходит, заметил Антон Глушков, в основном из-за низкой квалификации специалистов по ценообразованию подрядных организаций, принимающих участие торгах.
Антон Глушков также остановился на уровне заработной платы рабочих первого разряда, занятых в строительстве. Он констатировал, что объективный рост величины зарплаты произошел.
«Прирост заработной платы за год в некоторых субъектов составляет минимум 9%, максимум — 38%. Вместе с тем, если смотреть величину зарплаты в реальных показателях, то вся она примерно выровнялась в каждом федеральном субъекте. Невзирая на нестабильность жилищного строительства и отсутствия четких планов у крупных девелоперов даже на ближайший 2023 год, объем строительно-монтажных работ достаточно большой, что приводит к конкуренции за рабочую силу и постоянному росту оплаты труда. Поэтому вопрос адекватного отражения величины заработной платы рабочего первого разряда — это обязанность органов региональной власти», — пояснил Антон Глушков.
Участники заседания уделили внимание проблемам в ценообразовании, с которыми сталкиваются строители Свердловской области, путям их решения, а также задачам, стоящим перед местными компаниями. О них рассказал заместитель министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Антон Шафаростов. Заместитель директора по правовым вопросам Ассоциации «СРО «Союз Стройиндустрии Свердловской области» Татьяна Узлова рассказала о проблемах, с которыми столкнулась подрядная организация ООО «Уралремонт» – член СРО при пересмотре твердой цены контракта на выполнение работ по капремонту здания детского сада в «Родничок» в п.г.т. Рефтинский Свердловской области. После ее выступления состоялось обсуждение этого кейса. Антон Шафаростов в рамках дискуссии заявил, что проработает вопрос по этому объекту с администрацией муниципального образования и его решение возьмет на контроль.
Заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ – директор Департамента ценообразования в строительстве Павел Малахов выступил с докладом о переходе на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства. Прежде всего он остановился на вопросах, связанных с наполнением Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) данными о стоимости строительных материалов, и информации об основных поставщиках ресурсов и роли СРО в этом направлении. Павел Малахов отметил, что на сегодняшний день наполняемость ФГИС ЦС этими показателями в регионах очень низкая, что негативно повлияет на переход на новый метод определения цены строительства. Спикер напомнил, что ключевая задача метода – максимально приблизить стоимость работ по объектам капитального строительства к рыночной стоимости. Говоря о преимуществах нового метода, Павел Малахов подчеркнул, что в отличие от базисно-индексного, который сегодня широко применяется в России, реусурсно-индексный метод значительно повышает точность и достоверность определения стоимости контракта.
Директор ГКУ Новосибирской области «Региональный центр мониторинга цен строительных ресурсов» Ксения Шрайбер поделилась опытом взаимодействия возглавляемого ей центра с СРО по вопросам, связанным с наполнением ФГИС ЦС и подготовкой к переходу на реусурсно-индексный метод.
В завершение заседания Антон Глушков озвучил проект решений, в числе которых – рекомендация органам исполнительной власти регионов по привлечению к участию СРО в строительстве к работе региональных центров ценообразования по вопросам перехода на ресурно-индексный метод, наполнения ФГИС ЦС, разработки индексов Минстроя России и оплаты труда рабочего первого разряда.