Большинство дорожно-строительной техники в России либо импортная, либо имеет импортные составляющие, в том числе, программное обеспечение. И хотя в 2014 году были приняты правительственные документы по импортозамещению в области машиностроения, большинство распоряжений осталось исключительно на бумаге.
6 октября в рамках деловой программы II Международного строительного чемпионата в Казани прошла совместная сессия Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ) и Российского Союза строителей (РСС) на тему «Импортозамещение в строительной отрасли: новая реальность. Антикризисные меры и программы поддержки».
Об импортозамещении в части автодорожной техники, машин и механизмов рассказал председатель Комитета НОСТРОЙ по транспортному строительству Леонид Хвоинский.
Как следует из исторического экскурса Л.Хвоинского, в 1975 году в СССР выпускалось 6543 автогрейдера, 5525 катков, 51834 бульдозера. Этот уровень производства держался и в 80-е годы. Однако за 40 лет все изменилось – в 2021 году в России выпущено всего 870 автогрейдеров, 343 катка, 571 бульдозер, а некоторые виды техники не производятся в принципе.
Пока в Советском Союзе действовал «железный занавес», дороги страны строила отечественная техника – и о ее качестве, как и о качестве дорог можно рассказывать много легенд. С открытием границ у подрядчиков появилась возможность выбирать лучшую технику и технологию для выполнения работ. Крупные и успешные подрядчики сформировали парк надежных импортных машин и механизмов, в первую очередь, европейского и североамериканского производства, доля которых доходит во многих подрядных организациях до 80-90%, где наибольшая часть — WIRTGEN, Caterpillar, FAYAT и другие иностранные производители.
В 2014 году правительство России, следуя требованиям импортозамещения, приняло постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Надеясь на реализацию этой программы, производители дорожно-строительной техники и сами дорожные строители провели несколько мероприятий и обсудили перспективы своей работы.
В ходе обсуждения машиностроителей и дорожников был выработан алгоритм создания новой техники. Ни один предприниматель не сможет, и не станет делать штучный товар, одну машину, которая будет конкурентоспособна по качеству и по цене массовому производству. А чтобы он начал работать над массовым производством, ему нужны гарантии того, что произведенная техника будет реализована и он получит определенную прибыль. К сожалению, привлечь внимание к вопросам развития отечественного дорожного машиностроения тогда не удалось.
В 2022 году, после начала спецоперации на Украине и в результате введения очередных экономических санкций против России прервались поставки новой дорожно-строительной техники и запасных частей к действующим машинам, прекратилось их сервисное обслуживание. Быстро восполнить отсутствие притока импортного оборудования можно за счет увеличения выпуска машин, которые продолжали производиться в нашей стране, таких, как катки и автогрейдеры и некоторых других. А как быть с техникой, которая не выпускается в России? Отечественное производство дорожных фрез, бетоноукладчиков, асфальтоукладчиков, специальных грузоподъемных кранов и другого современного оборудования полностью отсутствует, и надо искать пути его восполнения.
В апреле 2022 года состоялось совещание, организованное Департаментом строительства Правительства Российской Федерации. Были рассмотрены вопросы и даны поручения по определению потребностей в дорожно-строительной технике с учетом возможностей отечественной промышленности и определены задачи по созданию антикризисной программы. В рамках поставленных задач, на совещании, которое состоялось на базе Федерального автономного учреждения «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») в мае 2022 года, все заинтересованные стороны представили предложения для формирования Антикризисной программы поддержки строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, а также проанализировали потребности подрядных организаций в дорожно-строительной технике.
Как следует из проведенного анализа, общая потребность в дорожно-строительной технике и оборудовании на период 2023-2027 гг. составляет 38 162 ед., из них 15 265 ед. импортного производства. В процентом отношении 60% потребности приходится на долю продукции отечественного производства и 40% на долю импортной продукции.
На одном из Общественных советов при Федеральном дорожном агентстве поднималась тема создания Фонда развития дорожного машиностроения, который смог бы аккумулировать средства, координировать и гарантировать производителям оборудования закупку выпущенной ими техники. В этом случае должна появиться возможность для развития отечественного дорожного машиностроения в России, становление которого будет способствовать расширению научных исследований, развитию научных инженерных кадров.
В итоге были приняты решения о развитии параллельного импорта (Федеральный закон от 28.06.2022 № 213- ФЗ и Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506), а также о создании лизинговой компании «Автодор-Лизинг», в задачи которой входит обеспечение закупки дорожно-строительной техники, запасных частей и организация последующего сервисного обслуживания (решение Государственной компании «АВТОДОР»)
Также Леонид Хвоинский рассказал об организованной Минпромторгом и Ассоциацией «Росспецмаш» работе по выпуску Каталога российских производителей специализированной техники, который включает информацию о более чем 150 производителях такой техники и компонентов для отраслей машиностроения с указанием их контактных данных, перечня и фотографий выпускаемой продукции. Кроме того, Леонид Хвоинский озвучил предложение о создании Фонда дорожного машиностроения с участием Минтранса, Минпромторга и Росавтодора, а также программы приоритетной закупки техники отечественных производителей.
Отметим при этом, что в федеральном бюджете Российской Федерации на 2023 год расходы на строительство дорог сокращены на 26%.