Объемы производства отечественных строительных материалов (теплоизоляции, нерудных материалов, керамической плитки, сантехники) с 2024 года увеличатся в два раза, для это будут введены дополнительные мощности. Об этом рассказал заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Роман Куприн на Международном форуме по развитию промышленного строительства и проектирования ICID – 2022 в Екатеринбурге. Организаторами форума с участием свыше 700 строительных и проектных компаний из разных регионов РФ выступили саморегулируемые организации «Уральское объединение строителей и «Лига проектных организаций».
По словам Романа Куприна, доля импортных строительных материалов составляет сегодня порядка четырех процентов. Что касается оборудования, идет переориентация на китайских и турецких производителей, а также развитие российского машиностроения.
На форуме строители и проектировщики промышленных объектов высказали основные пожелания Минпромторгу и Минстрою России о том, что еще необходимо сделать, чтобы строительство промышленных объектов шло быстрее, проще, выгоднее, согласно наказам Президента РФ.
Выделим топ семь предложений:
1. Вместе с заданием на проектирование должен выдаваться план земельного участка. Но обращаться за планом имеет право только правообладатель участка. Инвестор должен сначала вложить деньги в землю, определить, где будет находиться объект до метра, только потом отдать задание на проектирование. Поскольку расположение сложных промышленных объектов может понять только проектировщик, предлагается в законе сначала предусмотреть проектирование, а уже потом оформлять права на земельный участок.
2. По данным Росстата рентабельность продаж строительной отрасли составляет 2,9-3,5%, средний уровень рентабельности по всем отраслям России – 4%. Причина в несоответствии системы сметного ценообразования и рыночной стоимости строительства. Например, отсутствует система отнесения затрат на строительный контроль. Пересмотреть сметные нормативы в части определения затрат по накладным расходам и сметной прибыли подрядчика.
3. Одна из основных «болей» подрядчиков – не учет накладных расходов (доходит до 250%) затрат простоев работников по неблагоприятным погодным условиям (низкая температура в зимний период), в связи с переносом срока поставки материалов, при временной консервации объектов. Внести в законодательство учет затрат.
4. Часто после выбора подрядчика на строительство начинают меняться проектные решения. Проектировщики закладывают какое-то оборудование и делают максимальную смету. После прихода подрядчика выясняется, что оборудование стоит других денег или не подходит. Это приводит к увеличению сроков и бюджета проекта. Законодательно закрепить, что выбор подрядчика по строительству должен происходит на этапе проектирования.
5. Сроки постоплаты подрядчикам доходят до 180 дней, но налоги и заработную плату нужно платить. Предлагается вести точный срок оплаты работ и оплату налогов после получения денег от заказчика.
6. На смену крупным строительным трестам и проектным институтам советского периода пришло множество мелких подрядчиков с минимальными штатами с низкими требованиями к персоналу. Согласно отчету Главгосэкспертизы, 28 процентов документации содержат ошибки в технической документации, которые могут привести в техногенным авариям, при этом чем больше подрядчиков, тем хуже документация. Стоит создавать крупные объединения для строительства и проектные институты с госучастием, плановыми заданиями на пятилетку, как было в советское время, и уменьшенными налогами, как в современной IT-отрасли.
7. Избавиться от излишних административных барьеров при проектировании и прохождении экспертизы проекта для ускорения сроков строительства.
Кроме того, обнаружились специфические проблемы в конкретных отраслях промышленности.
Например, в легкой промышленности отсутствуют готовые помещения под швейное производство как следствие, переоснащаются имеющиеся помещения. Основная статья расходов — заработная плата из-за необходимости привлечения большого количества сотрудников. Поэтому около 60% от выручки уходит на налог. Поэтому в государственных инструментах поддержки важно предусмотреть субсидирование затрат на капитальный ремонт и перепланировке помещений, а также уменьшение НДС. Нефтехимические предприятия в отдаленных городах, строя новый завод, рядом реализует строительство современного жилого микрорайона. Но нет механизма возврата этих вложений. Участники форума просят предоставить налоговые льготу инвестору.
«Стратегия развития строительной отрасли явно смещена в сторону жилищного строительства. Мы стараемся заботиться о строителях, о проектировщиках и в сфере промышленности. В итоговой резолюции для Минстроя России мы просим предусмотреть участие в Стратегии представителей промышленного комплекса. В этой же резолюции отмечены порядка 50 предложений участников форума, в том числе представителей крупных промышленных предприятий, по ускорению и снижению стоимости стройки промышленных объектов для реализации в рамках дорожной карты Правительства РФ», – отметил Денис Снетков, организатор форума, заместитель генерального директора по связям с общественностью СРО «Уральское объединение строителей» и СРО «Лига проектных организаций».