Дефицит рабочей силы на российском рынке, в том числе и в строительстве, могут заполнить за счет привлечения граждан из Сверной Кореи и осужденных по нетяжелым экономическим статьям. Об этом заявил вице−премьер РФ Марат Хуснуллин. Насколько реальны подобные меры – обсудили в эфире программы «ОТРажение» с Марианной Ожерельевой на телеканале ОТР. Своим мнением поделился президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков.
<…>
М. Ожерельева: К нашей беседе подключаем Антона Глушкова, президента Национального объединения строителей, руководителя Комиссии по вопросам ценообразования Общественного совета при Минстрое России. Антон Николаевич, здравствуйте!
А. Глушков: Добрый день!
М. Ожерельева: Первое, что хочется понять, услышать ваш ответ: а дефицит − сколько человек строителей сегодня по стране не хватает? У нас была отметка до 150 тысяч. А по вашим данным?
А. Глушков: По нашим данным, это величина немножко больше. Если мы смотрим то, что сейчас обсуждалось в эфире − о том, что к нам не вернулась в полном объеме трудовая миграция дружественных, как сейчас принято говорить, стран, дефицит этот мы оцениваем − в принципе, в стройке у нас трудилась минимум 600 тысяч мигрантов трудовых − сейчас эта величина оценивается нами порядка 200 тысяч. То есть нехватка только иностранной рабочей силы, которая исторически эту нишу уже на протяжении последних 15 лет занимает, составляет порядка 400 тысяч рабочих.
М. Ожерельева: То есть это уже пора бить в колокол. Это огромная отметка, поэтому нам и Северная Корея поможет и даже своих заключенных будем подключать к стройке, да?
А. Глушков: На сегодняшний момент действительно ситуация по нехватке кадров − она близка к критической. Мы понимаем, что меры поддержки, которые у нас настройку последние два года направляются − сначала с пандемией, сейчас с массовым удорожанием строительных материалов − привели к тому, что у нас практически не сократилось, а по ряду позиций, такими как госзаказ, у нас объем ассигнований, которые направляются, увеличился. Объем объектов, которые строятся, тоже у нас в плюсовой динамике. Поэтому нет у нас сокращения не по жилищному строительству, не по государственному заказу. В этой связи сокращение рабочих кадров, конечно же, существует. Поэтому предложение Марата Шакирзяновича можно по-разному оценивать, насколько сложно и правильно, но это одна из тех мер, которые действительно позволят сейчас подпитать трудовыми ресурсами отрасль.
М. Ожерельева: Антон Николаевич, а срез по стране: есть понимание, какие регионы особо сегодня нуждаются в строителях?
А. Глушков: Ну, здесь, наверное, линейная зависимость от объемов строительства − чем больше объем строительства. Конечно, самый большой дефицит в центральной части, но он не однороден, потому что у нас есть субъекты небольшие в Центральной России, которые опирались исключительно на локальную рабочую силу. И большой дефицит там, где реализуются масштабные проекты − это Дальний Восток, в первую очередь. Действительно у нас не хочет туда переезжать население. Объем ассигнований денежных средств большой, средства направляются активные в бюджет. В этой связи вот федеральные проекты — дорожное строительство, Дальний Восток и Центральная часть России.
М. Ожерельева: При этом спрашивают все-таки и больше вопросов о зарплате. Мы ни в коем случае не пытаемся обвинить до своих граждан, потому что они ленивы, им проще лежать на диване и не хотя работать, но пишут, что низкие зарплаты. Вот вы сказали, помощь за последние годы строительному рынку, да, отчасти все-таки помогали бизнесу. Да, это какое-то кредитование поменьше, чтобы они там как-то платили где-то. С точки зрения поддержки людей вот этих «хвосты подтянули» по зарплате или нет? Потому что мигранты, насколько я понимаю из материала, собранного, немножко на других условиях готовы были работать по 12 часов и за меньшие деньги. А наши работники…
А. Глушков: Здесь два аспекта, которые бы я хотел отметить. Первое — по поводу применения труда мигрантов на стройке. Россия здесь исключение: исторически практически во всех странах, самых развитых, объем иностранной рабочей силы на стройке очень большой, потому что доля ручного труда, доля тяжелого труда она будет и остается достаточно большой. Второй аспект — непосредственно по заработной плате. Вы знаете, что у нас действует постановление [Правительства РФ] №1315, изменена система ценообразования в Российской Федерации. Со следующего года от базисно−индексного мы переходим на ресурсный метод [составления смет]. Все эти изменения привели к тому, что у нас за последний год заработная плата, официальные в стройке поднялась на 15%. И действительно, интерес со стороны как инженерного состава, так и рабочих кадров достаточно большой, но мгновенно заполнить дефицит национальной рабочей силы, конечно же, не получается. Если в случае с ИТР это вопрос долгий − подготовка кадров, изменение целевых цифр набора в вузах − то с рабочими кадрами здесь, конечно, ситуация немножко проще, но тот дефицит, который мы заполняем, должен происходить цивилизованно. Вот у нас, наверное, самый цивилизованный рынок сейчас выстроен с Республикой Узбекистан, потому что те специалисты, которые должны попадать централизованно на рынок Российской Федерации, они подтверждают свою рабочую квалификацию. Тем самым это положительно и сказывается на уровне их заработной платы. Одно дело, когда приезжает человек разнорабочим, другое дело − когда он приезжает квалифицированным каменщиком.
М. Ожерельева: Антон Николаевич, и последнее. Когда вот спрашивала вас по регионам, где все-таки больше этот «трудовой голод», очень важно понимать… Много сообщений о строительстве жилья. Но это один аспект. Есть нацпроекты, строительство автодорог, расширение БАМа и Транссиба. Тот РЖД задается вопросом: а кто будет строить? Там тотальная нехватка кадров в силу разных причин. И вроде бы зарплаты соответствующие, но регион − и погодные условия, и много чего еще. Подскажите, надо ли сегодня говорить, что вправо могут отодвинуться именно по реализации этих проектов, раз у нас такая нехватка либо вот здесь уж точно по нацпроектам? Железные дороги будут построены, мосты будут возведены, автомобильные трассы появятся новые в срок или же…?
А. Глушков: На сегодняшний момент я не вижу каких-то критических отставаний ни по одному объекту, которые строятся по нацпрограммам. Вместе с тем, чтобы эту задачу реализовать, конечно же, достойная оплата труда, она является приоритетом. Если мы хотим говорить про престиж образования, если мы говорим в принципе про престиж профессии − без достойной заработной платы коллег заинтересовать и поехать расширять БАМ, мы понимаем, невозможно. Даже в советское время это была заработная дата, которая в первую очередь привлекала молодежь. <…> Поэтому в этой связи пересмотр себестоимости строительства — та задача, которая сейчас стоит, и адекватное отражение тех затрат, которые должен нести и работодатель, и работник в сложных климатических условиях, она − наверное, основной ключ к успеху при реализации подобного рода проектов.
М. Ожерельева: Спасибо вам огромное за этот комментарий! Антон Глушков, президент Национального объединения строителей, руководитель Комиссии по вопросам ценообразования Общественного совета при Минстрое России.