Проблемы ценообразования в строительной отрасли в Дальневосточном федеральном округе стали ключевой темой совещания министров строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДФО совместно с Правительством Камчатского края во вторник, 13 сентбяря. Во встрече приняли участие президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков и представители СРО Дальнего Востока.
Заместитель Председателя Правительства Камчатского края Тимофей Смирнов отметил важность проводимого совещания, в рамках которого обсуждаются актуальные вопросы развития строительного комплекса в регионах Дальнего Востока. Он рассказал о проблемах строительного комплекса Камчатского края при реализации контрактов на строительство объектов капитального строительства.
Антон Глушков рассказал о практике реализации механизма по изменению цены контракта в связи с ростом цен на строительные материалы в регионах ДФО. Прежде всего, он напомнил о принятых в 2021 году нормативных документах – постановлении Правительства РФ №1315 и приказе Минстроя России №500/пр – предоставляющих возможность пересмотреть стоимость договора на строительство объектов по государственному (муниципальному) заказу. Он напомнил также и о возможности изменять стоимость договоров на капитальный ремонт многоквартирных домов, которая появилась благодаря постановлению Правительства РФ №1667. А с 1 июля 2022 года аналогичный механизм стал доступен и по тем госконтрактам, которые заключены на ремонт и содержание автомобильных дорог в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1148, которым внесены изменения в постановление Правительства РФ №1315. Особое внимание в этом документе уделено тому, что заказчик в течении 10 рабочих дней с момента обращения подрядчика должен принять решение об изменении цены контракта, либо направить ему отказ в письменной форме с его обоснованием. Антон Глушков особо подчеркнул, что появление этого постановления позволило существенно решить ключевой вопрос для компаний в дорожном строительстве.
«Ранее содержание и ремонт автомобильных дорог не попадали под меры поддержки по компенсации затрат, связанные с ростом цен на строительные ресурсы. При дорожном строительстве ряд работ торгуется как содержание дорог или просто ремонт, но в их составе предусмотрены строительные работы, где также используются строительные ресурсы, цена по которым существенно выросла. Поэтому принятие постановления Правительства РФ № 1148 стало очередной мерой поддержки для строителей, особенно в новых экономических условиях», – сказал президент НОСТРОЙ.
Он акцентировал внимание участников совещания на том, что принятые в 2021 году и 2022-м нормативные акты носят срочный характер. Однако в настоящий момент на различных экспертных площадках обсуждается возможность о том, чтобы действие документов стало бессрочным с такой инициативой выступает и НОСТРОЙ.
Антон Глушков сообщил, что НОСТРОЙ по поручению Минстроя России проводит мониторинг исполнения Постановления РФ № 1315 в регионах. В целом по России, согласно результату мониторинга, механизм работает, заявил глава нацобъединения: строительные компании получают компенсацию, но процесс, начиная от обращения подрядчика по изменению цены контракта до подписания дополнительного соглашения к нему и выплате бюджетных средств подрядчику, на практике составляет 7-8 месяцев.
Говоря о ситуации в ДФО, которая складывалась на начальном этапе использования механизма, наблюдалось небольшое количество полученных повторных заключений экспертиз и заключенных дополнительных соглашений – всего 44 и 16 соответственно. Однако в настоящий момент ситуация изменилась в лучшую сторону.
«На сентябрь 2022 года число заключений составило уже 99. При этом количество дополнительных соглашений по-прежнему еще недостаточно – 26. Остаются четыре региона в округе, где дополнительных соглашений нет. В одном регионе механизм пересмотра контрактов не используется вовсе. Те субъекты, которые смогли изыскать в своем бюджете дополнительные лимиты, выпустили свои региональные нормативно-правовые акты и заключили дополнительные соглашения со строителями на увеличение цены контракта. На сегодняшний день мы продолжаем работу по мониторингу исполнения постановления [Правительства РФ №1315] совместно с СРО. И просим направлять в адрес НОСТРОЙ информацию по изменении ситуации в этом направлении», – сказал Антон Глушков.
Он добавил, что в августе 2022 года было принято решение об увеличении бюджетных средств на компенсацию затрат подрядчикам. Если ранее сумма средств составляла 70 млрд рублей, то сейчас это – 154 млрд рублей. Президент НОСТРОЙ призвал коллег в регионах ДФО активно пользоваться механизмом пересмотра стоимости госконтрактов.
Президент НОСТРОЙ кроме того напомнил, что в августе на заседании Комиссии по ценообразованию Общественного совета при Минстрое России вновь был рассмотрен проект методики пересмотра контрактов на проведение капремонта в многоквартирных домах. Документ передан в Минстрой России для направления в рамках рекомендательного письма в адрес региональных операторов фондов капитального ремонта (ФКР).
Далее заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ – директор Департамента по ценообразованию в строительстве нацобъединения Павел Малахов выступил с докладом о совершенствовании системы ценообразования в строительстве. Особое внимание в рамках своего выступления он уделил переходу на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, который произойдет в начале 2023 года. Ключевая задача этого метода – максимально приблизить стоимость работ по объектам капитального строительства к рыночной стоимости. Говоря о преимуществах нового метода, Павел Малахов подчеркнул, что в отличие от базисно-индексного, который сегодня широко применяется в России, реусурсно-индексный метод значительно повышает точность и достоверность определения стоимости контракта.
Помимо этого спикер рассказал о новой Федеральной сметно-нормативной базе с актуальными ценами текущего периода. Также Павел Малахов остановился на вопросах, связанных с наполнением Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) данными по стоимости строительных материалов и информации об основных поставщиках ресурсов и роли СРО в этом направлении; рассказал о приказе Минстроя России №841/пр, который является сметным нормативом, включенным в соответствующий федеральный реестр (ФРСН).
Председатель комитета НОСТРОЙ по инженерной инфраструктуре Максим Сенько выступил с докладом «Импортозамещение в строительстве – механизм замены материалов без экспертизы и дополнительных затрат», в котором сделал акцент на Каталоге импортозамещения – электронном сервисе для быстрого подбора аналогов строительных материалов, изделий, оборудования, машин и механизмов иностранного производства на территории Российской Федерации или дружественных государств. Напомним, он был запущен весной 2022 года Национальным объединением строителей при поддержке Минстроя России. В настоящий момент Каталог содержит более 1500 позиций от сотни иностранных производителей, по большей части из них подобраны соответствующие аналоги (1 383 позиций). На сегодняшний день в предварительном рассмотрении поданных заявок принимают участие 46 привлекаемых экспертов – это представители строительных организаций и производителей строительных материалов. На рассмотрении у них находятся 73 заявки на дополнение Каталога отечественными аналогами импортных материалов и 26 заявок на поиск альтернативной продукции. В каталоге импортозамещения стройматериалов свыше 85% наименований уже найдены аналоги. Появились возможности для развития и укрепления российских производителей.
О роли СРО в совершенствовании системы ценообразования в строительстве рассказал координатор НОСТРОЙ по Дальневосточному федеральному округу Айхал Габышев. Он отметил, что саморегулируемые организации ДФО принимают активное участие в исполнении государственных программ. Говоря о механизме пересмотра госконтрактов в связи с ростом цен на стройматериалы, спикер обозначил проблему, с которой сталкиваются строительные компании. Заказчики зачастую отказывают в заключении дополнительного соглашения по причине отсутствия лимитов, тем самым ставят в тупик исполнение контрактов, появляются риски недостроев и банкротства компаний. Айхал Габышев рассказал о случаях обращения членов СРО о намеренном затягивании и создании необоснованных административных барьеров при подписании дополнительных соглашений к контрактам со стороны государственных заказчиков и просьбой о содействии в подписании таких соглашений.
«Такие ситуации встречаются во всех регионах ДФО, поэтому мы предлагаем органам власти совместную работу и готовы обращаться в НОСТРОЙ с просьбой по участию во взаимодействии с федеральными главными распорядителями бюджетных средств в части выделения дополнительных лимитов финансирования из Резервного фонда РФ», – сказал Айхал Габышев.
В завершение совещания состоялось обсуждение вопросов, руководители органов исполнительной власти в сфере строительства и ЖКХ регионов ДФО обменялись мнениями по поводу реализации механизма пересмотра контрактов из-за роста цен на строительные ресурсы.