Маркетинг новостроек и инструменты реализации жилой недвижимости в новых экономических условиях стали ключевой темой очередной дискуссии в прямом эфире ютуб-канала «Все о стройке» во вторник, 9 августа. Онлайн-мероприятие, ведущей которого традиционно выступила директор проекта Светлана Опрышко, состоялось при поддержке Минстроя России, Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) и компания «ПроГород» в контуре госкорпорации ВЭБ.РФ. От НОСТРОЙ выступил вице-президент нацобъединения Антон Мороз.
Он подчеркнул, что ситуация, связанная с продажами на рынке жилищного строительства, находится в центре особого внимания всех представителей строительного комплекса. Поскольку этот сегмент экономики зависит напрямую от потребительского спроса, сейчас застройщикам приходится разрабатывать и внедрять различные способы продвижения своих проектов, отметил вице-президент НОСТРОЙ.
«Мы с вами понимаем, что рынок жилищного строительства формируется именно за счет покупателей и сегодня действительно ориентирован на граждан. Тема организации продаж, маркетинга имеет особое значение для каждого застройщика. И я уже видел достаточно серьезные кейсы девелоперов, которые позволяют им идти на шаг впереди», — сказал Антон Мороз, добавив, что рынок нуждается в новых решениях, которые необходимо транслировать для остальных участников.
Член управляющего комитета, директор по маркетингу федеральной компании «Этажи» Юлия Бочарникова, резюмировала, что в апреле продажи на рынке новостроек рухнули на 40%, затем в мае – на 11%, и только в июле падение замедлилось и составило 3%. В целом, по входящему потоку клиентов она отметила положительную динамику уже в мае и июне – по всем сегментам, кроме новостроек. В июле прирост по выручке составил 6%. Однако о выходе на показатели докризисного периода говорить еще рано, сказала Юлия Бочарникова.
О ситуации с продажами на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассказала генеральный директор Агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева и поделилась опытом переформатирования работы организации с учетом новых экономических условий. Если раньше агентство в своей работе делало упор на диджитал-технологии и работу с блогерами, то сейчас это уже повторные покупки, в том числе приобретение жилья по рекомендациям. Кроме того, в агентстве организовывают видеоэкскурсии о ходе строительства.
Руководитель службы маркетинга и коммуникаций девелоперской компании «Унистрой» Дарья Ильина рассказала о маркетинге в условиях кризиса и о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в апреле. Ранее, уточнила спикер, бóльшая часть бюджета (70%) распределялась на онлайн каналы, сейчас основное продвижение приходится на социальные сети, включая собственные аккаунты.
Директор по маркетингу «ЮгСтройИмпериал» Евгения Тодорова, говоря о ситуации с продажами в Краснодарском крае, отметила особенности рынка юга России, где бóльшая доля покупателей из других регионов (80%), у которых достаточно консервативный взгляд на покупку. Речь идет о стремлении лично осмотреть объект недвижимости, что осложняется проблемами с транспортной логистикой, которые сегодня испытывает регион.
«Помимо этого мы все больше становимся финансистами, а наши финансисты – маркетологами, потому что сегодня роль банков в объеме и структуре сделок, в способах покупки возрастает. Мы вынуждены считать не только коммерческие показатели, но и финансовые, кредитные, а также показатели стоимости субсидированных ставок», — заметила Евгений Тодорова.
Кроме того, она добавила, что существенные трансформации сегодня происходят у девелоперов относительно того, какие статьи затрат считать бюджетом на маркетинг и как считать итоговую стоимость сделки, потому что сегодня на эту стоимость оказывают существенное влияние субсидированные ставки и условия проектного финансирования.
Директор по развитию Сделка.РФ Ольга Сидоренко представила аналитику по новостройкам в 40 регионах и 50 городах России. В числе общих тенденций она назвала снижение конверсии в три раза, рекордное падение потребительского спроса, рост доли ипотеки до 80%. В целом по России, констатировала спикер, количество проектных деклараций растет и сейчас находится практически на рекордном уровне – 2783 документа. При этом вывод проектов в 5 раз ниже. Ольга Сидоренко объяснила это тем, что застройщики придерживают ассортимент. Несмотря на то, что в начале они увеличили цену на 30%, понимая, что будет расти себестоимость, сейчас логистические цепочки выстроены: в ряде случаев себестоимость строительства у девелоперов даже упала (у некоторых до 20%) и уже наблюдается снижение цен. В июле у застройщиков некоторых регионов с реальным лидом появляются скидки до 10%.
Также участие в мероприятии приняли коммерческий директор «Капитал — строитель жилья» Иван Захаров, директор по маркетингу ГК «Первый Трест» Салават Назаров, руководитель операционного маркетинга федерального девелопера «Неометрия» Марина Панова, директор по маркетингу BM Group Дмитрий Павлов.