Совершенствование системы профессионального образования в области архитектуры и градостроительства стало ключевой темой совместного заседания комиссий Общественного совета при Минстрое России в четверг, 30 июня. На мероприятии, которое состоялось по видео-конференц-связи, была представлена резолюция с предложениями по развитию российского строительного образования, принятая на Красноярском градостроительном форуме, который НОСТРОЙ провел с 21 по 23 июня.
В заседании приняли участие члены Комиссии в сфере градостроительной деятельности, архитектуры и гражданского строительства, Комиссии по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Комиссии по вопросам разрешительной деятельности и совершенствования нормативной базы в строительстве Общественного совета при Минстрое России. В их числе – представители органов законодательной и исполнительной власти, профессионального и научного сообщества.
Так, руководитель Комиссии в сфере градостроительной деятельности, архитектуры и гражданского строительства Татьяна Тихонова напомнила, что на заседании президиума Госсовета по развитию строительства и ЖКХ, которое состоялось 21 июня под председательством Президента России Владимира Путина, был сделан акцент на балансе городской среды и необходимости увязать все документы и программы развития для достижения максимального эффекта от реализации инвестиционно-строительных проектов. А достичь заявленных целей без коллективной работы всех участников градостроительного процесса невозможно. Для этого нужны новые подходы в развитии системы профессиональной подготовки кадров.
Руководитель Комиссии по вопросам разрешительной деятельности и совершенствования нормативной базы в строительстве, генеральный директор МОСЭКСПЕРТ Анатолий Воронин отметил прямую корреляцию профессионального образования и качества проектной документации, подчеркнув, что утрачены проектные институты, нет авторского надзора, наставничества и передачи опыта молодому поколению. В связи с этим он предложил создать дорожную карту по повышению качества подготовки специалистов.
Кроме того, участники заседания сошлись во мнении, что в рамках трансформации архитектурного и градостроительного образования необходимо внедрение новых методик, а также повышение компетенций самих преподавателей, расширение направлений подготовки будущих специалистов.
Вариант системного решения проблемы практической подготовки будущих специалистов предложил руководитель Комиссии по саморегулированию в строительстве Общественного совета при Минстрое России, президент НОПРИЗ Михаил Посохин. Студенты должны получать практические знания с первых лет обучения, а для этого на базе ведущих российских вузов страны необходимо создать проектно-научные подразделения, где будущие специалисты смогли бы получать заказы на реализацию архитектурных проектов и тем самым нарабатывать трудовой стаж.
Руководитель Рабочей группы по архитектуре, президент Союза архитекторов России Николай Шумаков отметил, что качество подготовки молодых специалистов оставляет желать лучшего. Одним из шагов решения проблемы стало создание при Союзе московских архитекторов совместно с МАРХИ кафедры архитектурного мастерства, где обучение происходит в лучших традициях отечественной школы.
Директор центра оценки квалификаций Союза архитекторов России Марина Котельникова обратила внимание на неравномерный уровень образования по разным вузам в регионах и подчеркнула, что нужен единый образовательный стандарт. Ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский отметил, что в стране есть великолепные программы и педагоги, а сама архитектурная школа остается одной из лучших. Этот опыт нужно тиражировать.
Главный архитектор региона Московской области Александра Кузьмина констатировала, что выпускники профильных вузов зачастую не имеют достаточного объема практических навыков и реального опыта работы, в связи с чем полученное ими образование становится виртуальной профессией. Спикер подчеркнула, что в архитектурных и градостроительных вузах необходимо создать условия для привлечения практикующих архитекторов на постоянной основе, образовательные программы должны иметь более прикладной характер и научить студентов работать в команде.
Ответственный секретарь Комиссии по профессиональному образованию Общественного совета при Минстрое России, заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Надежда Прокопьева сказала, что уровень профессиональных компетенций как у действующих специалистов в строительной отрасли, так и начинающих находится в центре особого внимания профессионального сообщества. Она напомнила, что с 1 сентября 2022 года все специалисты, сведения о которых подлежат внесению в национальные реестры специалистов (НРС), должны будут в обязательном порядке проходить независимую оценку квалификации (НОК).
Напомним, что необходимость введения НОК в обязательном порядке для реестровых специалистов в области строительства, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования обусловлена, прежде всего, теми преобразованиями, которые сегодня происходят в системе саморегулирования. На различных экспертных площадках идет активное обсуждение вопроса повышения эффективности института саморегулирования за счет этого инструмента.
Спикер также напомнила, что тема кадровой политики в строительной отрасли стала одной из ключевых Красноярского градостроительного форума «Развитие строительной отрасли Российской Федерации». Ей была посвящена и отдельная сессия. По итогам дискуссии, которая была проведена Национальным объединением строителей совместно с НОПРИЗ и МГСУ, принята резолюция. В документе отражены основные предложения, в том числе по введению специалитета в профильных вузах по направлению подготовки «Строительство», поддержке передовых инженерных школ строительной направленности, созданию научно-производственных центров при вузах, а также предложения по отсрочке от службы в армии и другие идеи.
Надежда Прокопьева предложила участникам заседания дополнить резолюцию предложениями для дальнейшего направления в Минстрой России.